Размер шрифта
-
+

Творчество: наука, искусство, жизнь. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Я. А. Пономарева, ИП РАН, 24-25 сентября 2015 г. - стр. 46

Стадии творческого процесса, выделенные в результате исследований А. Я. Пономаревым имеют следующую последовательность: 1) сперва субъект осознает наличие проблемы 2) анализируя данные конкретной ситуация и соотнося их с опытом субъект выдвигает гипотезы по ее разрешению 3) дальнейшим этапом выступает проверка выдвинутых ранее гипотез и разрешение проблемы. Многие психологи выделяли существование особенного переживания в ходе решения – переживание инсайта (Walles, 1926; Gruber, 1988; Davidson, 1990). Способом изучения фаномена инсайта является анализ решения особого рода творческих задач.

Роль инсайта в решении инсайтных творческих задач велика, без переживания данного феномена невозможно решить задачу. Творческая инсайтная задача не может быть решена при использовании алгоритма решения, оно приходит к решающему внезапно. После нахождения решения у испытуемого наблюдается бурная эмоциональная реакция («Ага»-реакция).

Для решения инсайтной творческой задачи важна правильная ее репрезентация. Прежний опыт может затруднять решение задачи и выражаться в следующих эффектах: функциональная фиксированность, эффект Лачинсов, эффект прайминга. Все они являются эффектами имплицитной памяти.

Эмпирическая часть исследования

Изучая творческие текстовые задачи мы заметили, что важную часть решения многих из них составляет разрешение лингвистической неопределенности ключевого элемента задачи. К примеру, слово «хирург» подразумевает как врача-женщину, так и врача-мужчину, но для решения важен первый вариант трактования. Мы предположили, что воздействовать на выбор той или иной трактовки можно с помощью прайминга.

Мы выделили из текстовых задач 15 таких, решение которых состояло в том, чтобы проинтерпретировать ключевой момент условия непривычным способом. Далее 34 испытуемым предъявлялось предложение из задачи и предлагалось оценить как они его понимают.

С помощью применения критерия Вилкоксона выделились 4 задачи: 2 из них являются однозначно затрудняющими решение (однозначность направлена на неверную трактовку) и 2 амбивалентно затрудняющих решения (испытуемые выделяли оба варианта трактовки с одинаковой частотой).

Для выделенных задач были составлены тексты, содержащие в себе прайминг. Тексты представляли из себя краткие путеводители по 4 м странам. Предложения с праймингом повторялись несколько раз в течение одного текста.

Мы использовали 4 условия: нейтральный прайминг (не настраивающий ни на один, ни на другой способ трактования условий), верный и не верный прайминг, четвертым был вариант предъявления задачи без прайминга. В данной работе последнее условие не анализируется. Праймингом служили определенные слова, которые по нашему предположению должны были настроить испытуемого определенным образом.

Страница 46