Размер шрифта
-
+

Творческий дуэт. Познание человека - стр. 17

Русский философ, один из основателей философии русского космизма Н. Ф. Фёдоров писал, что «человеческая личность – высшая ценность» и призывал «чутко ценить даже слабые проявления человеческой индивидуальности, которая должна быть развита до своего совершенства у всех без изъятия всеобщим и личным творчеством и трудом».

Действительный рост, эволюция человека заключается в развитии ума, чувства и воли. «Идеал творческой деятельности человека – сознательное управление эволюцией, творчество самой жизни, „органический процесс“ – это и есть расширение интеллекта за счёт разбуженных и развитых ресурсов интуиции», – писал философ-космист Н. Ф. Фёдоров.

Развитие и становление личности связано с формированием «творческой морали». По определению Н. Бердяева «творческая мораль есть мораль призвания, она утверждает нравственный смысл призвания». «Моральная задача каждого – неповторима индивидуальна. И потому задача моральной оценки есть задача интуитивного вникновения в тайну индивидуальности, а не количественной моральной механики». В «творческой морали» личное переживается как мировое и мировое как личное.

Чем выше поднимаешься по ступеням духовного роста, тем яснее становится кристальная чистота истины: всё в Мире является частью бесконечной гармонии Мира. Мир нужно искать внутри: тот, кто не найдёт его там, тот его не найдёт никогда. Вне нас нет мира, он в нашей собственной душе. Мы можем идти разными путями, чтобы найти его. В той мере, как мы будем согласовывать наши телесные наслаждения и страсти с заповедями нашего духа, высшие формы счастья и мира будут наполнять нашу жизнь.

Итак, вывод один, для того, чтобы быть членом человеческого сообщества необходимо строить гармоничный внутренний мир и делать всё возможное для создания гармонии вокруг. Но что может и должен делать воин? Каковы специфические требования, предъявляемые к его личности?

Воин в широком и самом высшем смысле этого слова – человек, обладающий помимо всех необходимых любому члену общества духовно-нравственных и этических качеств, наивысшей профессиональной подготовкой, быстротой реакции, смелостью и решимостью в достижении поставленной перед ним командиром (государством) цели и способный к тому же не пожалеть «за друга живота своего». Готовность пожертвовать своей жизнью свойственна человеку, но у воина она становится профессиональным качеством. И хотя, конечно, хороший командир всегда старается поставить и решать боевую задачу с наименьшим количеством потерь, но война без жертв не бывает. В этом её трагическая неизбежность.

Страница 17