Размер шрифта
-
+

Тверской бульвар - стр. 54

На столь видном месте Тверского бульвара проект дома заказали архитектору Николаю Селиванову. После Московского архитектурного института выпускник попал в мастерскую мэтра Николая Колли, практика, теоретика и историка архитектуры. Селиванову повезло начать карьеру под таким крылом и в творческой атмосфере, где рождались проекты зданий Днепрогэса. Шеф жил в Париже, когда Корбюзье проектировал на Мясницкой громадный дом Центросоюза. Колли по его замыслу на месте сломанных старинных зданий и церкви Николы в Мясниках построил невиданное в Москве здание «на ножках» с ленточным застеклением окон, плоской крышей-садом, ставшее Меккой последователей конструктивизма. Перед войной по проекту Колли появились станции метро первой очереди «Кировская», ныне «Чистые пруды», и «Смоленская». А главным делом мастерской было проектирование Центрального стадиона СССР в Измайлове, где Сталин предполагал по примеру Гитлера выступать перед трибунами, рассчитанными на 200 тысяч зрителей.

Проект дома на Тверском бульваре Селиванов в соавторстве с архитектором Кисловой выполнил в стиле социалистического реализма в пору его расцвета. К зданию примкнул в 1986 году более скупо декорированный точно такой высоты и цвета стен жилой дом архитектора Зиновия Розенфельда. Ключи от квартир жильцы получали, когда автору проекта исполнилось 82 года. То была лебединая песня мастера, заявившего о себе в годы первой пятилетки.

Появилась новостройка на месте разрушенных трех зданий. Дом под номером 3 был известно до революции как меблированные комнаты «Малороссия». В годы мировой войны его переоборудовали в школу, просуществовавшую до сноса. Проект дома, простоявшего на Тверском бульваре с 1877 года, принадлежал архитектору Петру Кампиони. Тогда в Москве господствовала эклектика, уличные стены обильно декорировались рельефами, статуями атлантов и кариатид, всем, чем украшали в далеком прошлом фасады. Принадлежал архитектор к династии итальянских скульпторов и живописцев, обосновавшейся в Санкт-Петербурге при Екатерине II. Итальянцы заполняли дворцы знати бюстами, статуями, каминами, вазами, барельефами. При Павле I Кампиони создавали дворцово-парковый ансамбль в Гатчине.

В Москву мастерская переехала в конце ХVIII века, Кампиони занимались усадьбой Кузьминки. По их моделям отлиты из чугуна 16 львов, сохранившихся на прежнем месте, им принадлежит монумент-колонна в честь посещения усадьбы Голицыных Кузьминки Николаем I. Кампиони расписали после пожара плафон Большого театра образами Аполлона и десяти Муз, которые поныне летают над зрительным залом. Мастерская отличилась отделкой Большого Кремлевского дворца, интерьером Георгиевского зала.

Страница 54