Размер шрифта
-
+

Тверская улица в домах и лицах - стр. 54

Однажды посол США в Москве А. Гарриман на одном из кремлевских приемов поведал Сталину о том, какую замечательную фарфоровую статуэтку приобрел он по случаю в московском магазине. Скульптурная группа была выполнена на тему русских народных сказок. Вождь заинтересовался – что же это за самородок? Автора немедленно разыскали и доложили лучшему другу советской интеллигенции: мол, есть такой человек, и работает он на Дмитровском фарфоровом заводе. Тогда Сталин приказал наградить умельца Сталинской премией. Было это в 1946 г. Скульптор Орлов удостоился такой высокой награды за фарфоровые миниатюры «Сказка», «Мать» и «Александр Невский».

А тут как раз и необходимость возникла в создании памятника. И ведь кому – представителю угнетательских классов! Перед войной такой монумент вряд ли вообще мог бы появиться. Но во второй половине 1940-х гг. воззрения генералиссимуса изменились ровно на 180 градусов.


Пропилеи, оставшиеся от полицейской части. 1920-е гг.


Советская площадь в ожидании очередного памятника. 1940-е гг.


И Сталин лично выбрал среди прочих претендентов скульптора Орлова. А прочими были между тем весьма заслуженные и авторитетные мастера. Например, академик Вера Мухина, предложившая свой вариант памятника основателю Москвы. Но и ее скульптура была отвергнута. На редкой фотографии можно увидеть, каким бы мог быть памятник основателю Москвы, если бы выбрали вариант Мухиной. А в июне 1954 г. памятник было решено открыть. И вот наступил торжественный день. На Советской площади собрали массу народа. Ораторы произнесли свои речи, и, когда огромное полотнище соскользнуло вниз, взору восхищенной публики предстал князь-основатель, простирающий свою длань по направлению к Моссовету.


Памятник советской конституции на гербе Москвы. 1924 г.


Вот сказал о нем оратор слово.
И как будто ветерка рывок
Белое полотнище покрова
С памятника
Вдруг сорвал, совлек.
И как будто бы в секунду эту
Вдруг из древности
С мечом, в броне
Сам торжественно к нам,
К Моссовету
Долгорукий въехал на коне.
Смотрит как живой,
Хоть скован бронзой.
Чудится:
Он повод только тронь —
И помчит его Москвою
Борзый
Богатырский конь.
Видит всю красу Москвы,
Всю славу.
И до слез он, основатель,
Рад,
Что Москва могучую державу
Возглавляет
Как великий град.
Вдруг он видит:
Что за чудо? Знамя
С молотом, с серпом.
Дивится князь
И такому знамени над нами,
И всей радости такой, что в нас.
И хоть радостью мы разны с князем,
И хоть нас
Держала в рабстве знать,
Я готов,
Когда б сошел он наземь,
Руку Долгорукому пожать.

Мы не можем полностью согласиться с поэтом В. Казиным, что Долгорукий так бы уж обрадовался серпу и молоту, так как он был как раз из той знати, которая «нас держала в рабстве». Тем более что, по мнению некоторых современных историков, свое прозвище Долгорукий получил за привычку присваивать чужое добро. Если исходить из этой версии, то поза, в которой восседает на коне князь, вполне характерна для него.

Страница 54