Туве Янссон: Работай и люби - стр. 22
«Отшельник», 1935, пастель
В галерее «Артек» устраивались великолепные международные выставки, такие как, например, экспозиции картин Фернана Леже и Александра Колдера. С большим успехом выставлялись в «Артеке» и финские художники-модернисты, и представители абстрактного стиля, например Сам Ванни и Биргер Карлштедт.
В 1939 году была основана Ассоциация современного искусства, главной задачей которой стала организация в Финляндии крупных международных художественных выставок. Идея создания ассоциации была позаимствована у соседей-шведов. Организованная «Артеком» в 1939 году крупная выставка французского искусства была едва-едва по силам настолько небольшой организации. Необходима была база для регулярной выставочной деятельности, и помещение Ассоциации современного искусства стало площадкой, где проводились самые значительные в стране международные экспозиции.
В противовес художественной школе при Обществе искусств, система обучения в которой считалась устаревшей, была создана Свободная школа искусств, где главным принципом стала интернациональность и куда стремились привлекать прогрессивных преподавателей из-за границы. Школа была в буквальном смысле слова свободной: туда без предварительных экзаменов мог прийти любой желающий получить практику в рисунке с живыми моделями.
«Мистический пейзаж», 1930-е годы, масло
Идея создания школы возникла у Майре Гюлликсен, которая когда-то училась во Франции и там познакомилась с методами художественного преподавания. Помимо Ялмара Хагельштама учителями в школе были также уже упомянутый Виллиам Лённберг и позже – Сам Ванни и Сигрид Шауман.
Сначала Туве просто проводила в Свободной школе искусств вечера, делая наброски, а позже, окончив Атенеум, официально вступила в ряды слушателей. Она была просто счастлива, ведь там преподавал сам Ялмар Хагельштам, стремившийся вдохновлять и поддерживать абсолютно всех своих студентов. Изначально занятия проходили в мастерской Хагельштама, расположенной на углу улиц Улланлиннанкату и Касарминкату. Это было то самое помещение, которое Туве снимет позже, в конце войны. Однако в те суровые годы многое успеет перемениться, а сам Хагель, как звали его ученики, сгинет на фронте.
Картины Туве Янссон довоенного периода интересны тем, что словно принадлежат кисти совершенно иного художника по сравнению с позднейшими работами. Многие из них отличаются внушительным размером, порой более двух с половиной метров в высоту, однако есть и небольшие картины, написанные акварелью, и пастельные наброски. Все картины объединены атмосферой мистики, есть нечто волшебное и загадочное в сочетании цветов, где обращает на себя внимание нарочитый контраст в выборе оттенков.