Турция. Полная история страны - стр. 10
Несмотря на то что Осман Гази считается первым султаном империи, названной в его честь, султаном он не был. Султанами османские правители стали называться много позже, в правление Мурада Первого, внука Османа. Осман был улубеем, правителем бейлика, вождем племени, которого избирали старейшины племени. Мог бы Осман назваться султаном? Наверное, мог, потому что в те времена, после распада Конийского султаната, этому никто особо не препятствовал. Но такой поступок таил в себе определенную опасность. Султанский титул воспринимался бы окружающими как декларация великих амбиций, как заявка на господство над другими бейликами. Умный человек не станет осложнять себе жизнь в угоду тщеславию, а Осман-бей, вне всякого сомнения, был умным человеком, который умел напустить туману[26]. Поэтому он остался улубеем.
Таким представляли Османа Гази в XVI веке
Попросите любого турецкого школьника рассказать вам об Османе Гази, и он будет рассказывать до тех пор, пока вы не устанете слушать. О своих соседях турки, наверное, знают меньше, чем о доблестном основателе государства. После стопятидесятисерийного сериала о Эторгул-бее стали снимать такую же обстоятельную сагу о его сыне… Но если мы обратимся к историческим документам и начнем придирчиво искать хроники, составленные при жизни Османа Гази, то мы не найдем ничего. Совсем ничего. Все хроники, рассказывающие о правлении отца-основателя появились гораздо позже и являются не чем иным, как пересказом легенд по принципу: «Об этом поведал мне один почтенный дервиш…» Стилизованных под старину фальшивок тоже предостаточно, но объективных свидетельств очевидцев не существует. И наиболее известный портрет Османа Гази, который наивные люди принимают за прижизненное изображение, на самом деле является миниатюрой из исторического трактата XVI века.
Об отце Османа Эртогруле тоже нет никаких сведений, кроме нескольких монет, на которых написано: «Отчеканена Османом, сыном Эртогрула, сыном Гюндуз Альпа». Спасибо хоть на этом, а то ведь некоторым потомкам Османа и некоторым историкам очень хотелось протянуть нить от Османов к Сельджукидам через основателя Конийского султаната Сулеймана ибн Кутулмыша. Происхождение Гюндуз Альпа покрыто мраком, но точно известно, что среди Сельджукидов человека с таким именем не было.
Если проявлять беспристрастную педантичность до конца, то можно замахнуться на самое святое – на ритуал «опоясывания мечом», являвшийся у османских султанов аналогом европейской коронации. Согласно преданию, шейх Эдебали из суннитского братства Ахи опоясал Османа мечом в качестве благословения на борьбу с неверными. Но если обратиться к документальным источникам, заслуживающим доверия, то записи о ритуале опоясывания мечом впервые встречаются в первой половине XV века, в документах, созданных в правление султана Мурада Второго, шестого из правителей Османской империи. Что же касается принадлежности меча Осману Гази, то в это остается только верить. Но, разумеется, у Осман-бея обязательно должен был быть «парадный», богато украшенный меч для торжественных случаев и церемоний.