Трудовые будни барышни-попаданки 4 - стр. 54
К тому же Валаамская обитель стала для меня точкой важного технического эксперимента. Малая железная дорога в Новой Славянке — игрушка для гостей. Почти одновременно я построила для обители фуникулер, и вот он был для России первым рабочим наземным паровым транспортом. Сама обитель — на гранитной скале высотой больше 40 метров. Я знала, что в реальной истории уже позже заведут водоподъемную паровую машину, и решила опередить события — чтобы не только был водопровод, но и можно было поднимать канатом по рельсам и грузы, и людей в вагончиках. Настоятель Ионафан думал либо послушников приспособить, либо лошадок, но мы с благочестивым механиком убедили: адамовых сыновей напрягать не следует, а бессловесных тварей — тем паче. Древесины хватает, углежогов тоже, а механическую часть пожертвую.
Кстати, вместе с настоятелем решили машину не закрывать коробом — пусть все видят, что это человечья железная мудрость, а не нечистая сила. Так что я за не такие уж большие деньги занялась техническим просвещением. Паломников-купцов, ничего о физике не слышавших, дымящий механизм, который тянет в гору четырех человек да пять пудов груза, впечатлит больше любых лекций. Глядишь, потом какая-нибудь Кабаниха одернет странницу, увидевшую в паровом двигателе змеиную ухмылку: «На Валааме-то бывала? Там у святых отцов такая махина трудится».
Так что я поднялась фуникулером и успела полюбоваться с вершины закатным небом. Настоятелю доложили о моем визите, едва увидели дым из пароходной трубы, и он принял меня сразу.
Игумен ждал от меня не только фирменные сладости, но и обязательный ворох столичных новостей. А я дождалась, чтобы в разговоре мелькнула одна знаковая фамилия, и перевела к важной для меня теме.
— Не знаете ли, Эмма Марковна, князь Голицын в Синод не вернется бесовскими да земными кознями?
Я про себя улыбнулась, вспомнив главный скандал нынешней весны: отставку Александра Голицына сразу с двух министерских постов — духовных дел и народного просвещения. Сталкивалась с ним по делам Человеколюбивого общества, запомнила как типа вежливого, но скользкого и ненадежного. Духовенство считало его проводником западных мистических идей и курощало всеми силами, пока не изгнало с командных высот.
— У меня, отче, таких сведений нет. А вы не могли бы мне пояснить один вопрос? — тихо молвила я, заранее покраснев. — Читала в книге богослова Августина Фогеля, рекомендованной к печати Голицыным, такое утверждение. Мол, супружеская близость, да и вообще близость мужчины и женщины, лишь тогда оправдана, когда ее плод — деторождение. А без этого соитие греховно!