Трудолюбивое Средневековье - стр. 2
До нашего времени сохранилась «Книга ремесел» 1263 года, в которой описываются требования к ремесленникам города Парижа и приводятся законы, регулирующие их деятельность. Так вот, из неё становится ясно, что в это время в Париже существовало более 100 самых разных цехов, объединяющих самых разных производителей, выпускавших тысячи наименований товаров. Причем, с каждым годом и цехов, и производимых ими товаров становилось все больше! А все потому, что рыночные отношения мало-помалу развивались и совершенствовались орудия труда.
То есть можно вполне доказательно утверждать, что Средневековье было временем трудолюбивых и мастеровитых людей, которые даже при помощи самых простых инструментов могли создавать (и создавали!) массу прекрасных вещей, начиная от самых простых бытовых предметов утилитарного предназначения и вплоть до настоящих шедевров, сделанных из золота и серебра и украшенных драгоценными камнями.
Однако можно ли сегодня познакомиться с работой тогдашних мастеров-производителей поближе и, прежде всего, посмотреть на них, чтобы иметь возможность представить себе их облик и то, как они в то далекое время работали? Оказывается, такая возможность у нас сегодня есть. А все благодаря одному очень важному событию, имевшему место в городе Нюрнберге в 1425 году. А было так, что богатый нюрнбергский торговец Конрад Мендель-старший (Мендель-младший в 1380 году основал монастырь) учредил благотворительное заведение – «Дом двенадцати братьев». Называлось оно так потому, что него приняли двенадцать нюрнбергских мастеров, которые ещё могли работать, но в силу своего возраста и состояния здоровья сами себя обеспечить уже не могли. То есть «неквалифицированную рабочую силу» в это братство не принимали. Не принимали в него и священнослужителей. Кроме того, надо было быть гражданином Нюрнберга не менее десяти лет.
Затем, уже 1501 году по образцу и подобию предыдущего ещё один «Дом двенадцати братьев» учредил другой нюрнбергский торговец – Маттеус Ландауэр – младший. Три из пяти книг происходят из «Дома двенадцати братьев» Менделя, две – из «Дома двенадцати братьев» Ландауэра. Всех обитателей этих домов изображали в книгах с портретным сходством, с их типичными инструментами, сопровождая кратким описанием (обычно имя брата и его должность). Также частично показаны производственные процессы и изделия кустарных промыслов. Помимо мастеров (мужчин), которые проводили пенсионные годы в этих домах, изображались также повара и домработницы, ухаживающие за жильцами. Существуют различные точки зрения по поводу предназначения этих книг. Возможно, они были написаны как памятные записки об умерших братьях, чтобы выполнить религиозный долг почитания памяти умерших.