Размер шрифта
-
+

Триединство дуализма Мира. Духовное эссе - стр. 17

В зороастрийской мифологии Бог породил двух Духов – двух братьев-близнецов, у которых противоположно разные функции: Спэнта-Манью (Святой Дух) и Ангро-Манью (Злой Дух). В «Гатах Заратуштры» (Ясна, 30): «Те два первобытных Духа, будучи близнецами, считаются противоположными друг другу в мыслях, словах и делах».

В славянском пантеоне изначально присутствуют две противостоящие силы – Белобог и Чернобог: «Эти двое охватывают небо, сражаются тут Чернобог с Белобогом…» («Книга Велеса. Просл:13»). Еще один вариант мифа из Заонежья таков: «По старосветному Окиян-морю плавало два гоголя, первый – бел-гоголь, другой – черен гоголь. И теми двумя гоголями плавали сам Господь Вседержитель и Сатана. По божию велению, по богородицину благословению сатана выздынул со дна синя моря горсть земли. Из той горсти Господь сотворил ровные места и путистые поля, а Сатана понаделал непроходимых пропастей, ущелий и высоких гор. И ударил Господь молотком и создал свое воинство, и пошла между ними великая война…».

Согласно преданию греков, у титана Иапета было четыре сына от океаниды Асии, причём две двойни: Прометей-Эпиметей и Атлант-Менойтий.

В египетской мифологии богиня Неба Нут и бог Земли Геб родили двух братьев: доброго Осириса и злого Сетха, который впоследствии предательски убил Осириса и завладел его троном, после чего в мире установилась власть тьмы.

В Б.м. североамериканского индейского племени кахуилла один из близнецов (Мукат, создавший людей и Луну) спорит за первенство с другим (Темайауитом), уходящим в подземный мир. В Б.м. ирокезов и гуронов Иоскеха – создатель Солнца и всего полезного на земле, а его младший брат-близнец Тавискарон – создатель скал, вредных животных, шипов и колючек, он вызвал первое землетрясение. Тавискарон противодействует всем благим начинаниям Иоскехи, и в результате, братья вступают в единоборство, после которого раненый Тавискарон спасается в подземном мире, а Иоскеха после сражения удаляется на Небо.

Наиболее архаической формой Б.м. представляются мифы, в которых братья – Солнце и Месяц (или Луна) образуют пару связанных и вместе с тем противопоставленных друг другу культурных героев, один из которых подчинён другому и выполняет его поручения (так, у хадзапи в Танзании Месяц – Хайнэ подчинён Солнцу – Ишоко).

В некоторых дуалистических Б.м. братья-близнецы не антагонистичны друг другу, а воплощают лишь два начала, каждое из которых соотнесено с одной из половин племени. Близнецы этого типа часто дублируют функции друг друга, оба полезны, а не вредны для людей, оба заняты их лечением. Таковы Возлюбленные Близнецы у североамериканского индейского племени

Страница 17