Размер шрифта
-
+

Третий вызов официозу: Этнология мира. История культур и цивилизаций. Книга 1 - стр. 2

При этом автор не считает более необходимым составлять список источников, поскольку на конкретных авторов и их сведения часто ссылается по тексту, а ныне почти по любому вопросу сведения можно найти в Википедии, и каждый может сам выбирать – доверять им или нет. В любом случае всё зависит от фактов. Доказывать же кому-либо и что-либо автор не считает нужным, и, наоборот, считает это вредным, поскольку каждый должен приходить к истине сам.

Эта энциклопедия – научно-популярная книга, рассчитанная на заинтересованного читателя, студента, преподавателя, которые могут найти в ней ответы на многие неясные им до поры вопросы.

Если эта книга кому-то и где-то покажется сложной, хочу заметить, что она всё же требует минимальных базовых знаний школы, а где-то и вуза. Увы. «В науке нет царского пути» (Евклид).

От автора

Раздел I Космогония

Глава 1 Историческая космогония

Что такое космогония? – Это мифология, точнее, попытка опосредованного объяснения происхождения мира и человека, выраженная в понятных для обывателя символах. Сложение каркаса, основы этой мифологии происходило на огромных пространствах Евразийского континента, а оформление – в зоне ареала древней. цивилизаций. Все точки его ойкумены были прочно связаны между собой незримыми нитями культурных отношений между населявшими её народами. Причём связь эта покоилась не на простом заимствовании культурных сюжетов, а на религиозно-идеологических представлениях, в целом общих для всего древнего мира, на этнических миграциях в этом обширном ареале размещения древних культур. Эти сюжеты в подробностях известны нам не только от долины Нила до долины Инда – они бытовали и бытуют у многих народов мира, казалось бы, никак не связанных с Б. Востоком. Зачастую они более или менее примитивны, но тем не менее дают нам необходимые сведения для восстановления исторической подоплёки возникновения и саму канву космогонического представления наших предков.

В более полной форме она известна нам в б.-вост. версиях, но также дошло до нас и в греческих мифах. Сюда относятся представления о Хаосе и «боге-творце», Великой Матери, «мировой горе» или «мировом древе», «небесной птице», потопе/потопах, «культурном герое», «драконорчестве/змееборчестве», «северном „молочном“ море», стране «блаженного» народа (Беловодье, Семиречье), умирающе-воскресающем божестве.

Мы можем назвать наиболее характерные космогонические мифы, отражающие локальные различия, но, тем не менее, сохраняющие общий идейный каркас их построения. Сюда входят мифы Междуречья об Эн-Лиле, Энки, Тиа-Мат, Нин-Урте, Зиу-Судре, Утна-пиштиме, греч. – о Хаосе, Уране и Гее, Кроне и Рее, Зевсе, Прометее, Персее и горгоне Медузе, Беллерофонте, Мелеагре, о Девкалионе и Пирре, и даже об «аргонавтах», инд. – о Брахме, Ману, библ. – о Саваофе, Ное, егип. – о Ра и Апопе, Осирисе, Сете, Исиде и Хоре, герм. – о Беовульфе, сканд. «Старшая Эдда», финно-карель. «Калевала», др.-рус. мифы о Добрыне Никитиче и Змее, Никите Кожемяке и Змее, Кощее и Марье Моревне, и мн. др. Так возникло и предание о христ. Георгии Победоносце, убивающем Змея.

Страница 2