Трансгуманизм 2.0. Как научная вера в бессмертие продлит жизнь и победит старение - стр. 10
Восемь бессмертных. Художественный музей Уолтерса, США
Даосы верят, что вернуться к этой гармонии помогает у-вэй, то есть созерцательная пассивность, стремление избегать усилий, принцип недеяния. Однако это не бездействие, а деятельность, которая согласуется с естественными законами мироздания. У-вэй учит созерцать жизнь, а не идти против воли Вселенной, прислушиваться к самому себе и чувствовать мировой ритм. Только так, по мнению даосов, можно достичь определенной цели.
Даосы придают огромное значение жизни как таковой. Они сфокусированы на том, как улучшить здоровье и получить дополнительные годы жизни вместо того, чтобы задумываться о загробном существовании. В знаменитой китайской «Книге Перемен», отражающей философию даосизма, сказано: «Жизнь есть величайшая Благая Сила Неба и Земли». Это то, что даосы чтут больше всего. А потому для них важно искать способы продления жизни и победы над смертью. Даосский ученый и алхимик Гэ Хун в своем трактате «Баопу-цзы» подтверждает это: «Баопу-цзы сказал: „Среди существ, сотворенных посредством трансформаций Великим Гончаром, нет ни одного столь одухотворенного, как человек. Самое меньшее из того, что он может сделать, – это заставить служить себе все сущее; самое большое, что он может сделать, – это продлить свою жизнь и обрести вечное видение (щю иш)“» [3].
Бессмертие в даосизме – именно физическое, обрести его можно с помощью направления всей энергии на достижение гармонии с дао: тело человека, по мнению даосов, как и его душа, подобно вечной Вселенной, поэтому человек, живущий в гармонии с миром, может избежать смерти. Идея духовного бессмертия была чужда даосам вплоть до появления в Китае буддизма.
Считалось, что достичь бессмертия при жизни поможет так называемая даосская алхимия – совокупность специальных практик. Внешняя даосская алхимия, или вайдан (waidan, от wai – «внешний» и dan – «эликсир»), предполагала приготовление эликсиров из различных минералов (компонентов внешней среды – космоса). Например, из киновари, реальгара, слюды и других веществ, обычно содержащих ртуть, серу, мышьяк, свинец и так далее. Гэ Хун считал, что снадобья на подобной основе могут гарантировать бессмертие, поскольку минералы не поддаются разложению и гниению, в отличие, например, от растений. При этом эликсиры с содержанием золота считались наиболее эффективными, поскольку данный элемент представлялся одним из самых крепких и долговечных.
Примечательно, что мышьяк, ртуть, свинец и так далее на самом деле делают эликсир сильнодействующим ядом, однако сегодня доподлинно известно, что микродозы подобных ядовитых веществ могут оказать благотворное влияние на организм.