Размер шрифта
-
+

Трансформация зла. Решение конфликтов внутренних и внешних - стр. 2

Зло бывает и деструктивным и конструктивным. Простой пример конструктивного зла – спортивная злость. Может ли выиграть бой боксер или самбист, не накачав себя перед этим мощью спортивной злости? Никогда!

Конструктивное зло помогает решить проблемы, заставляет людей выживать в ситуациях, когда их шансы почти равны нулю. Что дало силы и ужесточило волю к жизни у графа Монте-Кристо? Мощное желание мести, желание восстановить справедливость.

В фашистских концлагерях люди часто выживали, культивируя в себе желание, когда-нибудь отомстить немецким извергам за причиненное зло.

Если обратиться к биографиям известных людей, а может быть и просто каких-то своих знакомых, можно заметить, что большинство из них добилось успеха в бизнесе, в культуре, в искусстве лишь после того, как эти люди разозлились на себя или на некую критическую ситуацию. И это стало стимулом к резким изменениям в их жизни в лучшую сторону, они сумели реализовать мощь своего жизненного или творческого потенциала.

Злость способна пересилить и перебороть такое трудно контролируемое чувство, как ревность, избавить человека от навязчивой любовной страсти, которая превратила его жизнь в ад.

Народная мудрость тоже отдает дань конструктивному злу: "Нет худа без добра", "Не было бы счастья да несчастье помогло".

Почему спокойствие и тихая добродетель чаще всего вызывает у нас скуку и внутреннее равнодушие в то время, как зло будоражит всю нашу сущность? Обратим внимание на сугубо психологические их аспекты.

Добро бывает конструктивным, но обычно оно регламентировано. Зло пробуждает в человеке скрытые силы. (Доктор Фауст продает свою душу дьяволу в обмен на обретение силы и власти.)

• Добро часто бывает пресным. Зло всегда эмоционально, живо и потому выглядит гораздо ярче и притягательнее.

• Добро зачастую бывает глуповатым. Зло всегда хитрое.

• Добро сдерживает. Зло толкает на какие-то действия. (Помните, как рассуждал Раскольников перед тем, как убить старуху-процентшицу: "Тварь я дрожащая или право имею?" И весь роман Достоевского – ответ на это вопрос.)

Писатели и сценаристы давно поняли, что герои могут быть только тогда действительно привлекательными, когда в них естественно и ярко проявляются достоинства и пороки, то есть очевидные меры добра и зла.

Что же привлекает нас в так называемом "отрицательном герое"? Что очаровывает людей?

• Это чрезвычайно обаятельные люди с привлекательной, мужественной внешностью.

• Это сильные люди, яркие даже в проявлениях зла.

• Эти люди обязательно обладают парадоксальным чувством юмора, который заставляет нас многое им прощать.

Страница 2