Традиции православной благотворительности - стр. 7
Авторы всего лишь создавали иллюстрацию к одной из красивейших сторон русской старины. Отечественная история наполнена прекрасными судьбами, величественными поступками, благими обстоятельствами повседневной жизни. Добрые деяния, крепкая вера и душевная щедрость наших предков заслуживают того, чтобы о них знали потомки. Как минимум они достойны почтительного отношения. Но этого мало; если наши современники привыкнут видеть в них пищу для размышлений, то научатся отыскивать среди размытых силуэтов прошлого нравственные образцы для себя. Авторам оставалось взять богатый материал московской купеческой благотворительности, выбрать из него яркие страницы и представить их читателю простым и ясным языком, используя время от времени художественные образы.
Работа над каждой главой, над каждым параграфом велась совместными усилиями. Перу Анны Федорец принадлежат три четверти от общего объема, прочее же написано Дмитрием Володихиным. Авторы приносят горячую благодарность сотрудникам ОПИ ГИМ, а также Ивану Дронову и Александру Люльке за бескорыстную помощь в работе.
Москва, 2009–2010
Часть I
«За свое здравие и в поминок по родителех».
Благотворительность московских купцов допетровской эпохи
На протяжении многих веков христианство укреплялось на Руси, пускало корни, утверждалось в сердцах. Вся домонгольская эпоха прошла в условиях постепенно меркнущего двоеверия. Во времена Владимирской, тверской Руси, на заре возвышения Москвы православие испытало натиск со стороны ордынцев. Но именно Русская православная церковь стала той скрепой, которая не дала нашей стране развалиться на множество карликовых государств и сделала возможным объединение. Язычество отступало, христианские нормы и обычаи обретали нерушимую крепость. А для христианина церковная благотворительность – столь же естественная часть жизни, как трапеза, работа или семейные хлопоты… Нельзя жить без храма. Церковь требуется постоянно, и если она стоит по соседству с твоим двором, то ты твердо знаешь: храм стоит «пуст, без пения», когда в нем нет богослужебных книг, утвари, муки и причастного вина; еще богослужение невозможно без священника, дьякона, певчих, а им необходимы жилище, одежда и пропитание. Следовательно, как на Церковь в общем смысле, так и на приходскую церковь в смысле самом обыденном надо постоянно жертвовать. Из года в год, изо дня в день. Такова повседневная необходимость во всех городах и весях необъятной христианской страны.
Известия о благотворительности московских купцов, восходящие к первым столетиям существования Москвы, немногочисленны и темны. Так, есть предположения о том, что знаменитый купец Василий Ермолин был не только строительным подрядчиком и реставратором при Иване III Великом, но также, возможно, храмоздателем. Такие же предположения высказывались и относительно его предков – богатых купцов-«сурожан»