Традиции православной благотворительности - стр. 34
Обычно человек, наделенный от Бога многими талантами, обладает нравом весьма сложным и не поддающимся однозначной оценке. А Илья Семенович Остроухов был личностью разносторонне одаренной, человеком большого ума, недюжинной внутренней силы – и вместе с тем неистовых страстей. Не зря близко знавший И.С. Остроухова знаток русской культуры П.П. Муратов[76] характеризует его как человека, который «никогда и ни в чем не умел быть безразличным»[77]. Великолепный художник-пейзажист, известный на всю Москву коллекционер и знаток русских древностей, Остроухов предстает перед нами, по воспоминаниям современников, то как купец-самодур, типичный персонаж комедий А.Н. Островского, то как тонкий знаток и ценитель искусства.
И.С. Остроухов родился в московской купеческой семье 20 июля 1858 года. В 50-х годах XIX столетия механизм передачи знаний и традиционных ценностей от одного поколения русских купцов к другому претерпевает серьезные изменения. Ради адекватного понимания той эпохи стоит повторять вновь и вновь: изменилось само отношение купцов к образованию: если еще в первой половине XIX века повсеместно среди купечества распространенное домашнее «научение родительским опытом» считалось вполне достаточным, то теперь осознается необходимость получения молодым купцом целого комплекса знаний в стенах учебного заведения. Подобное практическое образование имело, по сравнению с обретенными в кругу семьи познаниями, которые были получены их отцами и дедами, одно очень важное преимущество: оно было систематическим. Кроме того, в купеческой среде нарастает понимание того, что профессиональное обучение необходимо дополнять фундаментальным образованием. Но… не все родители были настолько зажиточны, чтобы претворить эту идею в жизнь. Илья Семенович, происходя из небогатой семьи