Размер шрифта
-
+

Традиции православной благотворительности - стр. 2

В Новом Завете есть два эпизода, показывающих, как легко человек привязывается к материальным благам, как просто ему поставить собственный капитал между собой и Богом, ради приумножения богатства пойти против веры. Вот первый из них. Христос, войдя в Иерусалим накануне Пасхи Иудейской, «…нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2: 14–16). Второй обнаруживается в «Деяниях святых апостолов». Когда ученики Иисуса Христа проповедовали, в общине первохристиан «…не было… никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4: 34–35). Некий Анания, продав имение, с ведома своей жены Сапфиры утаил часть денег, прочее же отдал апостолам. Святой Петр сурово укорил их за ложь, и сначала Анания, а спустя три часа и Сапфира испустили дух у его ног. Первый случай в комментариях, думается, не нуждается. Что же касается второго, то он сложнее. Церковь не отрицает частную собственность. Церковь не призывает собрать имущество прихожан в одну кучу и пользоваться им на правах колхозников, у которых теперь одно большое поле и один большой хлев для согнанной со всего села скотины. Коммуна для верующих людей возможна, да она и существовала на протяжении многих столетий в киновиальных (общежительных) монастырях, где у инока не было ничего своего. С необыкновенной строгостью подобный уклад соблюдался во многих русских обителях, особенно же им прославлен Иосифо-Волоколамский монастырь… Возможна – но не обязательна. Когда по благодатным землям Средиземноморья ходили ученики Христа, пыл уверовавших в Него был столь велик, что они добровольно отдавали свое имение, желая для себя более чистой жизни. Именно – добровольно. Никогда никому апостолы не говорили: «Спасти душу можно, лишь отдав общине все, чем владеешь, ибо твой капитал неминуемо приведет тебя к погибели». Это, скорее, характерно для современных сектантских проповедников, делающих из веры выгодное предприятие. Анания и Сапфира лишились жизни отнюдь не за богатства, иначе мертвыми пали бы все богачи мира. Они подверглись наказанию за ложь, совершенную перед лицом Бога.

Не согрешает тот, кто распоряжается своим состоянием, оставаясь в воле Господней. И для такого человека его богатство становится инструментом веры и любви.

Страница 2