Размер шрифта
-
+

Топография террора. Пермь. История политических репрессий - стр. 22

Епископа увезли в Мотовилиху что они там делали, я не знаю.

Епископ сидел в мотовилихинской бане, разговаривал с ним Мясников, но он не поддавался»[58].

Серьезные опасения власти при аресте архиепископа были отчасти обоснованы. После опубликования «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви», который лишал церковь всего имущества, в Перми прошло несколько многотысячных крестных ходов. Поэтому арестованного отвезли в рабочий поселок Мотовилиху, где восстание было менее вероятным. В Мотовилихе допрашивал Андроника Гавриил Мясников, причем вопросы задавал в основном на богословские темы. Некоторые пермские исследователи уверены, что эти ночные беседы (уже фактически не допросы) серьезно повлияли на Мясникова. Он стал требовать от Малкова отмены приговора, а после казни, по воспоминаниям В. Ф. Сивкова, зам. председателя Пермского губисполкома в 1918 г., «…готов был нас с Малковъш в порошок стереть за то, что приговор о расстреле Андроника был приведен в исполнение»[59]. После чего бросил работу в ЧК и ушел на фронт.



После ареста Андроника закрылись все церкви Перми и Мотовилихи, что вызвало недовольство верующих.

На третий день ареста пермские чекисты и милиционеры, которые участвовали и в расправе над Михаилом Романовым, вывезли Андроника за город. Начальник мотовилихинской милиции Н. В. Жужгов так описал казнь: «Поехали по Сибирскому тракту за пять верст, свернули в лес на левую сторону, отъехали сажень на сто, остановили лошадей. Я приказал дать Андронику лопату, отвязали ее от пролетки и дали ему в руки. Я приказал ему копать могилу. Андроник выкопал сколь полагается, мы ему помогали. Затем я сказал: «Давай ложись». Могила оказалась коротка, он подрыл в ногах, лег во второй раз – еще коротка. Еще рыл – могила готова… Он помолился на все стороны минут десять, я ему не мешал. Затем он сказал – я готов. Я сказал, что расстреливать не буду а живым закопаю, пока ты не снимешь постановление (о закрытии всех церквей – Авт.). Но он сказал, что это не сделает и не будет того, чтобы я не шел против большевиков. Затем мы его забросали землей, и я произвел несколько выстрелов…»[60].

В 2000 г. Андроник причислен к лику священномучеников.

Здание бывшей духовной семинарии

ул. Монастырская, 12/Комсомольский проспект,1

Здание, занимающее целый квартал по улице Монастырской, было построено в 1832 г. Автор проекта И. И. Свиязев наблюдать за ходом строительства не мог, так как в это время не жил в Перми. Полностью завершил строительство в 1843 г. архитектор Пермской казенной палаты И. А. Кругляшов. Свиязев предлагал обратить главный фасад здания на Соборную площадь, но губернатор велел сделать его со стороны улицы Монастырской. На стене здания находятся мемориальные доски, посвященные выдающимся выпускникам семинарии, которая до открытия в 1916 г. в Перми университета была лучшим образовательным учреждением города. В семинарии учились: уральский сказочник П. П. Бажов, известный писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк, изобретатель беспроволочного телеграфа (радио) А. С. Попов, доктор медицины П. Н. Серебренников и другие.

Страница 22