Размер шрифта
-
+

Толпа и стадо - стр. 4

Пожар

Пожары в закрытых помещениях, где собирается много людей, во многих случаях сопровождаются массовой гибелью последних. Очевидцы и исследователи таких трагических событий всегда отмечают возникновение паники. Они подразумевают под этим словом массовый испуг людей, давку при попытках выбраться из зала, горящего вагона или корабля, потерю у большинства людей, оказавшихся в смертельной ситуации, способности здраво поступать: например, искать запасной выход, пытаться защитить себя от ядовитых газов, выделяющихся при горении, и т. д. (рис. 3).

Впрочем, как отмечают Donald, Canter (1992)[11], выжившие при пожаре всегда объясняют свое спасение как результат своих разумных действий, правильных намерений, тогда как поведение погибших они расценивают как иррациональное.

Посторонние наблюдатели за поведением людей в минуты крайней опасности обычно отмечают, что имела место паника, неадаптивное поведение.

В очень редких случаях персонал заведений, где возникал пожар, ощущал связь с посетителями, ответственность за их жизни. Спасая свою, они не заботились о тех, кто погибал в зале.


Рис. 3. Пожар в жилом доме Бруклина, Нью-Йорк. Из Harpers Weekly. 19 февраля 1959 г.

Трагедия в театре «Ирокез»[12]

30 декабря 1903 года в чикагском театре «Ирокез» проходила премьера буффонады «Mister Bluebird». Новый роскошный, оснащенный по последнему слову противопожарной техники театр «Ирокез» считался самым престижным в городе, а его труппа – любимой жителями и гостями Чикаго. В зрительном зале было 2000 человек.

Пожар начался от искры ацетиленовой лампы, используемой для получения на сцене эффекта лунного света. Электротехник Мюллен увидел, как загорелась ткань. Он попытался потушить огонь, но тщетно: пламя охватило легкую декорацию и разрослось с невероятной быстротой. Прибежавший пожарный, дежуривший на сцене в составе добровольцев, бросился тушить пожар патентованным огнетушителем в виде трубки с «огнегасительной» жидкостью. Но сделал это настолько неумело, что жидкость попала в противоположную сторону.

Хотя огонь быстро распространялся, в зале вначале не было паники. Комик Фой бросился полуодетый на сцену, уговаривая публику сохранять спокойствие, не уходить из зала, в то же время он приказал оркестру исполнять веселые мелодии. Музыканты видели опасность прямо перед собой, и лишь немногие из них повиновались артисту. На спектакле присутствовало много детей. Видя языки пламени, вырывавшиеся со стороны кулисы, они смеялись и даже аплодировали. Многие из них кричали: «Смотрите, смотрите, как интересно, луна горит!» На глазах зрителей пожар очень быстро разросся до больших размеров. Директор театра приказал немедленно опустить противопожарный занавес, чтобы изолировать сцену. Но конструкция занавеса не была должным образом отработана, и в момент опускания его заклинило. Несмотря на все усилия машиниста сцены, занавес оставался неподвижным, дым со стороны сцены стал проникать в переполненный зрительный зал.

Страница 4