Толпа и стадо - стр. 27
Таким образом, одна из моделей, объясняющих поведение людей в условиях, угрожающих их жизни, основывается на представлениях о внутренней рациональности этого поведения, о серии действий, отвечающих интуитивным намерениям. Противоположная модель, ее можно назвать «моделью панического поведения», представляет некий стандартный образ поведения людей. Вторая модель принята при описаниях катастроф криминалистами, репортерами, а также инженерами, химиками и физиками, которым в работе необходимо иметь представление о поведении людей в условиях опасности[60].
Если человек уже побывал в критической ситуации и впал в панику, возрастает шанс, что в следующий раз паника снова возникнет. Люди после пожара принюхиваются, им чудится новый пожар. В 1968 году я приехал в Ашхабад, где встретился с людьми, пережившими ужасное землетрясение 1948 года и значительно более слабое в 1968 году. В 1948 году погибло от 60 до 100 тыс. человек, город был уничтожен. Нина Трофимовна Нечаева, знаменитый туркменский ботаник, потеряла во время первого землетрясения семью и сама, покалеченная, пролежала многие месяцы в больнице. Она рассказывала мне, что в момент землетрясения 1968 года люди пострадали от того, что, почувствовав толчки, выбрасывались в панике из окон. Как оказалось, ужас 1948 года еще был жив в них, память мгновенно вызвала паническую реакцию, не было попытки оценить ситуацию, только мгновенное действие.
В какой мере паника рациональна, является ли она потерей самоконтроля? Равна ли она оборонительному поведению, закрепленному в раннем онтогенезе – бежать от вредоносного агента, устраниться, прекратить контакт с ним? Наоборот, не панический ответ соответствует или мгновенному следованию одному из сценариев, уже заготовленному в сознании, или выбору одного из нескольких возможных.
Sime (1995)[61] высказал идею о противоречии индивидуального и общественного в возникновении и толкованиях паники. Нахождение в толпе ведет к более эмоциональному и иррациональному поведению. Он согласен со ставшими классическими взглядами Г. Лебона, о том, что поведение толпы принципиально отличается от обычного поведения группы людей. Г. Лебон основывался на изучении поведения масс людей во время Великой Французской революции. По мнению Г. Лебона, поведение возбужденной толпы иррационально и скорее напоминает детское. Нахождение в толпе ведет к более эмоциональному и иррациональному поведению.
Фальшивые рассуждения о пугливых народах
Важнейшая задача для армии и других служб, действующих в экстремальных условиях, – отбор людей, пригодных для такой работы. Один из возможных критериев – национальность кандидата.