Толкователь Откровения Святого Иоанна Богослова - стр. 25
«И будете иметь скорбь дней десять». Имеются ли здесь в виду буквально десять дней, или означает годы, или десять продолжительных гонений? Не знаем, но видим, что для них предстояло горькое время. С другой стороны, утешительно, что оно точно измерено. В то время, когда писалось послание, они претерпевали скорбь, нищету и злословие, но остались верны. Теперь предвещаются им темницы и узы, а затем Он говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Эта верность совершенная, жертвует высшим, что имеет человек.
Можем ли мы упражняться в этой верности, когда нам угрожает смерть? Можем. Ежедневно. Умирать для нечистого, для мира, для своего «я». Это и для нас написано. Верность, увенчанная смерть, имеет своим обетованием увенчанную жизнь. Если сохраним верность до смерти, то Он обещает нам славу. Вот удел верного. Это совершенно по Слову: «Потерявший душу ради Меня сбережет ее». Христос дает взамен потерянной жизни жизнь высшей славы.
Откр. 2, 11. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти».
Значит, вести о скорби и страданиях должна нестись от одного до другого, чтобы всякий, имеющий ухо, мог слышать. Дух Святой говорит эту весть не одной Смирне, а Вселенской Церкви и всем без исключения. Пусть бы раз и навсегда рассеялось заблуждение, что тот, кто служит Христу, должен быть счастлив и в этом мире. Это заблуждение вымышлено некогда сатаной. Он сказал Богу, будто бы дети Божии служат Ему из выгоды (Иов 1, 9–10). Никак нет, путь Церкви Христовой подобен шествию, совершающемуся под знаменем Христа, и подобен пути самого Агнца, обреченного на заклание. Путь Хрис та – наш путь. Не может быть иначе, ибо сказано: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иису сова открылась в теле нашем. Ибо мы, живые, непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась смертной плоти нашей» (2 Кор. 4, 10–11).
Господь Сам добавляет к этому: «Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 2, 11). Это обетование, обетование Того, кто имеет «ключи ада и смерти».
В т о р а я смерть. Можем ли мы представить себе такую муку и ужас, которые подразумевает при этом Господь? «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20, 14–16). По этому описанию мы заключаем, что озеро – смерть для смерти и ад для ада, так как они ввержены туда. Но кто может постигнуть, что это значит?
Вечное умирание без возможности умереть – удаление от Него как от жизни, без всякой искры надежды на избавление. Кто не содрогнется при мысли о вечной смерти из-за трусости и отступления, из-за любви к своей жизни, своего «я»? Но какое утешение для борющихся среди гонения, скорбей и темниц, для тех, кто готов умертвить все земные члены и стать на Его пути еще здесь. Да благословенная Смирна, низведенная до столь глубокого поражения и предназначенная для высшей славы, не потерпит вреда до второй смерти.