Толкования на Евангелия от Матфея и от Марка - стр. 56
22. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
Всеми-вместо: «многими», потому что не все ненавидели их, так как были и такие, которые принимали веру. Претерпевший же до конца, а не в начале только, тот будет участником жизни вечной.
23. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
Сказанное выше и страшное будут предавать вас и будете ненавидимы относилось к тому, что имело случиться после вознесения; то же, о чем говорится теперь, касается событий прежде креста. «Вы, терпя гонения, не успеете обойти городов Израиля, и Я уже приду к вам». Когда же наступят гонения, повелевает им бегать, ибо явно бросаться в опасность и служить причиной осуждения убийцам, равно и вредить тем, которые надеялись получить пользу от проповеди, – дело диавольское. Слова же как приидет Сын Человеческий относи не ко второму пришествию, но к тому приходу и утешению, которое было до креста. Ибо после того, как ученики были посланы и проповедовали, они снова возвратились ко Христу и пребывали с Ним.
24-25. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего. Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его.
Здесь учит воздерживаться от оскорблений других: если Я, Учитель и Владыка, переносил все, то тем более вы, – ученики и рабы. Но ты спросишь: как говорит ученик не выше учителя, когда мы видим, что много учеников бывает лучше своих учителей? Узнай же, что пока они ученики, они меньше учителей; но когда становятся лучше их, то они уже не ученики, подобно тому, как и раб, пока остается рабом, не может быть выше своего господина.
25-26. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
Утешайтесь, говорит, тем, что переношу Я. Если Меня назвали начальником бесов, то что здесь удивительного, если будут клеветать и на вас, домашних Моих? Назвал их домашними, а не рабами, показывая тем Свою близость к ним. Но мужайтесь, потому что истина не скроется: время покажет и вашу добродетель, и злобу клевещущих, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, так что если и оклевещут, то после узнают вас.
27. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
Что, говорит, сказал вам одним только и в одном месте, ибо это означают слова: на ухо и в темноте, –