Толкования на Евангелия от Матфея и от Марка - стр. 28
12-13. Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых.
Удаляется Иисус, научая нас этим, чтобы мы не подвергали себя опасностям. Удаляется же Он в Галилею, то есть покатую страну, ибо язычники уклонились в грех, и поселяется в Капернауме, то есть в «доме утешения», потому что Он и сошел для того, чтобы язычников сделать домом Утешителя. «Завулон» в переводе значит «ночной», а «Неффалим»-«широта», ибо язычники имели в своей жизни и ночь, и широту, так как ходили не тесным путем, но ведущим к погибели.
14-16. Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Ис. 9, 1–2).
Путь приморский означает-страна, лежащая на пути к морю. Свет же великий-Евангелие. Закон тоже был светом, но малым. Сень смертная-грех; она-подобие и образ смерти, ибо как смерть захватывает тело, так и грех-душу. Свет воссиял нам, ибо не мы искали его, но он сам явился нам, как бы преследуя нас.
17. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить.
С того момента, как Иоанн был заключен в темницу, Иисус начал проповедовать, ибо Он ждал, чтобы прежде Иоанн засвидетельствовал о Нем и приготовил для Него путь, которым Ему предстояло идти, подобно тому как рабы приготовляют путь своим владыкам. Будучи равен Отцу, Господь и Сам имел в лице Иоанна Своего пророка, как Отец Его и Бог имел пророков прежде Иоанна, вернее, и те были пророками как Отца, так и Сына.
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Христос и добродетельная жизнь-это Царство Небесное. Ибо если кто-нибудь жительствует на земле, как Ангел, то не небесный ли он? Так что в каждом из нас есть Царство Небесное, если живем ангельски.
18-20. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. И говорит им…
Они были учениками Иоанна. Когда еще Иоанн был жив, они приходили ко Христу (см. Ин. 1, 36), а когда увидели, что Иоанна связали, то опять возвратились к жизни рыбарей. Таким образом, проходя, уловил их, говоря: