Толкования на Евангелия от Матфея и от Марка - стр. 25
То есть Церковь, которая имеет много крещеных, подобно тому как на гумно с поля собирается все, но одна часть из собранного оказывается плевелами, каковы легкомысленные и движимые духами злобы, а другая пшеницею-это те, которые другим и пользу приносят, и питают учением и делом.
И соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
Неугасим этот огонь. Поэтому ошибался Ориген, когда говорил, что будет конец наказанию.
13-14. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил.
Чистый крестится, чтобы нас омыть и показать нам, что если мы желаем креститься, то должны сперва очиститься, чтобы не осквернить крещения, легко после этого погрязая в грех по худой привычке. Препятствует же Ему Иоанн для того, чтоб видящие не подумали, что и Он, как один из многих, крестится в покаяние.
Мне надобно креститься от Тебя…
Предтеча имел нужду получить очищение от Господа, ибо и сам он, как происшедший от Адама, заражен был скверной преслушания; воплотившийся же Христос очистил всех.
И Ты ли приходишь ко мне?
Не осмелился сказать: «и Ты крестишься от Меня?», но «и Ты ли приходишь?». Так он был скромен!
15. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь.
Теперь, говорит, уступи. Будет время, когда мы будем иметь достойную славу, хотя теперь и не обнаруживаем ее.
Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.
Под правдою разумеет закон. Природа человека, говорит, проклята, потому что не могла исполнить закона. Поэтому Я исполнил и другие предписания закона. Остается Мне это-креститься. Исполнив это, Я освобожу естество от клятвы. Ибо это приличествует Мне.
Тогда Иоанн допускает Его.
16-17. И, крестившись, Иисус…
Господь крещается, будучи тридцати лет, так как этот возраст воспринимает в себя все грехи. В первом, детском, возрасте много неразумия, во втором, юношеском, – сильное пламя похоти и гнева, а в пору мужества-любостяжание. Итак, Господь выждал этот возраст, чтобы чрез все возрасты исполнить закон и освятить нас.
Тотчас вышел из воды.
Манихеи говорят, что тело Свое Он отложил в Иордане и призрачно принял другое тело. Но они опровергаются отсюда, ибо сказано: «вышел Иисус», не другой вышел, но Тот, Кто сошел в воду.
И се, отверзлись Ему небеса.
Адам заключил их, а Христос открывает, чтобы ты узнал, что и ты, когда крещаешься, открываешь их.
И увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Сходит Дух, чтобы свидетельствовать, что Крещаемый больше крещающего. Ибо иудеи почитали Иоанна великим, а Христа-не таковым. Все видели, что Дух сходит на Иисуса, чтобы не подумали, что голос: