Размер шрифта
-
+

Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна - стр. 86

(Мф. 23, 7); это и означают слова «председания и приветствия». Господь же говорит: вы подобны гробам, которые полны всякой гнили, а снаружи блещут мрамором; люди по наружности фарисеев не узнают, какими правилами они руководствуются в жизни, а если бы знали, то отвратились бы из-за их внутренней скверны.

Законник безрассудно сам подвергает себя обличению. Законники были иное, чем фарисеи, которые считались подвижниками и отсеченными от прочих; законники же были книжники и учителя и для желающих объясняли вопросы из закона. Законники налагали на людей бремена тяжелые и неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагивались до них, то есть сами ничего не соблюдали из того, что заповедовали другим. Ибо когда учитель сам делает то, чему учит, тогда он облегчает бремена, подавая пример и ободряя учеников. Когда же он ничего не делает из того, чему учит, тогда бремена кажутся ученикам истинно тяжелыми, так как и учитель не может выполнить их.

Господь обнаруживает также, что иудеи – потомки Каина и наследники его злобы, когда говорит, что взыщется от рода сего вся кровь, пролитая от крови Авеля до крови Захарии. Вы, говорит, убивали пророков, братьев ваших, как и Каин – Авеля. Почему не без основания некоторые принимали Каина за образ людей, побивавших пророков, за что отмщено им всемеро, то есть наказанием легчайшим; а Ламеха – за образ людей, убивших Христа, за что им отмщено в семьдесят раз всемеро (Быт. 4, 24), именно: рассеянием в плен безвозвратный.

Кто же был Захария, которого убили между храмом и алтарем? Одни говорят, что это давнишний Захария, сын Иодаев, которого побили камнями (см. 2 Пар. 24, 20–21). Другие же говорят, что это – отец Предтечи. Он не исключил из ряда дев Богородицу после того, как Она родила Христа, и поставил Ее на том же месте, где и они стояли, а это место было между храмом и внешним медным алтарем (см. Мф. 23, 35). За это и убили его. Так как некоторые ожидали во Христе будущего царя своего, а иные не желали быть под властью царя, посему убили этого святого и за то, что он утверждал, что родила Дева и что родился Христос, будущий Царь их, что было им противно, ибо они желали быть без царя.


52–54. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его.

«Ключом разумения» Господь назвал учение и руководство посредством закона, который может приводить ко Христу, ибо

Страница 86