Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна - стр. 74
Законник, получив от Спасителя похвалу, выказал высокомерие. Он сказал: а кто мой ближний? Он думал, что он праведен и не имеет подобного себе и близкого по добродетели, ибо полагал, что праведнику ближний есть только праведный же. Итак, желая оправдать себя и возвыситься перед всеми людьми, он с гордостью вопрошает: а кто мой ближний? Но Спаситель, поскольку Он творец и во всех видит одно создание, определяет ближнего не делами, не достоинствами, но природой. Не думай, говорит, что раз ты праведен, то и нет тебе никого подобного. Ибо все имеющие одну и ту же природу суть ближние твои.
Итак, и ты сам будь ближним их не по месту, но по расположению к ним и заботливости о них.
Для того и привожу Я тебе в пример самарянина, чтобы показать, что хотя он различался по жизни, однако стал ближним для нуждавшегося в милости. Так и ты проявляй себя ближним через сострадание и поспешай на помощь по собственному признанию. Итак, сей притчей мы научаемся быть готовыми к милосердию и стараться быть ближними для тех, кои нуждаются в нашей помощи. Познаем и благость Божию в отношении к человеку.
Природа человеческая шла из Иерусалима, то есть из безмятежной и мирной жизни, ибо Иерусалим означает «видение мира». Куда шла? В Иерихон, пустой, низменным и удушливый от жара – то есть в жизнь, полную страстей.
Смотри: не сказал «сошел», но – шел. Ибо природа человеческая всегда склонялась к земному: не единожды, но постоянно увлекаясь страстной жизнью.
И попался разбойникам… То есть бесам. Кто не сойдет с высоты ума, тот не попадется бесам. Они, сняв с человека одеяния добродетели, потом нанесли ему и греховные раны. Ибо бесы сначала обнажают нас от всякого доброго помысла и покрова Божия, а потом и наносят раны грехами. Природу человеческую они оставили едва живой или потому, что душа бессмертна, а тело смертно, и таким образом подчинена смерти половина человека, или потому, что природа человеческая не совсем была отвержена, а надеялась получить спасение во Христе и таким образом не была совершенно мертвой. Но как через преступление Адама смерть вошла в мир, так через оправдание во Христе смерть должна быть упраздненной (см. Рим. 5, 16–19).
Под священником и левитом разумей закон и пророков, – ибо они желали оправдать человека, но не могли. Невозможно, говорит апостол Павел, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (Евр. 10, 4). Они сжалились над человеком и размышляли, как бы исцелить его, но, побежденные силой ран, удалились, что означает «пройти мимо». Закон пришел и остановился над лежащим, но потом, не имея силы уврачевать, отступил. Это и означает «прошел мимо». Смотри: слово