Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна - стр. 6
24–25. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
Елисавета, будучи целомудренна, стыдилась и, зачав в старости, таилась пять месяцев, пока не зачала и Мария. Когда же и Мария зачала, и младенец взыграл во чреве Елисаветы, она уже более не таилась и даже держала себя смело, как мать такого сына, который и прежде рождения своего почтен был достоинством пророка.
26–30. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога.
В месяц шестой, считая от времени зачатия Иоанна. Евангелист говорит, что Дева обручена была мужу из дома Давидова, чтобы показать, что и Она происходила из Давидова рода, ибо был закон, чтобы обе половины в браке были из одного и того же рода и из одного и того же колена (см. Чис. 36, 6–9).
Тогда Господь сказал Еве: В болезни будешь рождать детей (Быт. 3, 16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Тогда Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты. Мария размышляла о приветствии, не гнусное ли и порочное оно, как обращение мужчины к девице, или божественное, так как в приветствии упомянуто о Боге: Господь с Тобою? Ангел, во-первых, успокаивает сердце Ее от страха, чтобы Она приняла божественный ответ в невозмутимом положении, ибо в смущении Она не могла должным образом выслушать имеющее сбыться; во-вторых, как бы в изъяснение вышесказанного слова: Благодатная, говорит: Ты обрела благодать у Бога. Ибо быть облагодатствованным значит получить благодать у Бога, то есть угодить Богу. Но это счастье общее, ибо и другие многие получили благодать у Бога, а приносимое Марии приветствие не было дано еще никому.
31–33. И вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
И вот, зачнешь – этого преимущества не удостоилась еще никакая другая дева. Сказал во чреве – этим показывается, что Господь действительно воплотился из самых ложесн Девы. Пришедший для спасения нашего рода справедливо назван