Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна - стр. 59
18–22. В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.
Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Господь, вопрошая учеников, не спрашивает прямо, что говорят они сами, но прежде спрашивает о мнении народном, а потом – о мнении уже их самих. Так поступает Он для того, чтобы показать несправедливость народной молвы о Нем и привести учеников к истинному понятию, что и было сделано. Ибо когда ученики сказали, что одни называют Его Иоанном, другие – Илией, Он спросил: «А вы, то есть отличные от всех, вы, избранные, кем Меня называете?» Тогда Петр предваряет прочих и, сделавшись устами всех, исповедует Его Тем Христом Божиим, о Котором издавна проповедуется. Не просто одним из помазанников Божиих («христос» означает «помазанник»), ибо многие были помазаны. Но этот Христос (Помазанник) Божий есть единый и единственный.
23–27. Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов. Говорю же вам истинно: есть некоторым из стоящих здесь, которым не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
Поскольку Христос сказал о Себе, что Сыну Человеческому надлежит много пострадать, то присовокупляет еще нечто общее и вселенское, а именно: «Не Я один претерплю смерть, но и все желающие последовать Мне должны отречься от самих себя, не иметь никакого общения с плотью, но самих себя презирать».
Крестом называет здесь смерть самую позорную, ибо не было иной такой бесславной смерти, как смерть на кресте. Объявляет, что тот, кто желает быть учеником Его, должен умереть не славной смертью, но поносной, то есть будет убит, как осужденный. Поскольку же многих убивают позорно как разбойников и злодеев, Он присовокупил: и следуй за Мною, – то есть упражняйся во всякой добродетели.
Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее…