Размер шрифта
-
+

Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна - стр. 49

Снисшед с неба затем, чтобы во всем представить нам Собой образец и предначертание, Господь научает нас не лениться в обучении, но обходить по всем местам и проповедовать, ибо что Он ни делал, делал для наставления нашего. Он проходил по всем городам и селениям и водил с Собой двенадцать учеников, которые не учили, не проповедовали, но сами от Него учились и назидались делами Его и словами Его.

Господь проповедовал не о земных благах, но о Царстве Небесном. Ибо кому иному должно проповедовать о небесном, как не Приходящему с неба? Посему-то ни один из пророков не проповедовал о Царстве Небесном. Ибо как бы они стали проповедовать о том, чего не видали? Посему-то и Предтеча говорил: сущий от земли… и говорит, как сущий от земли; а Приходящий с небес… что видел и слышал, о том и свидетельствует (Ин. 3, 31–32).

За Господом следовали и жены, чтобы мы знали, что и женскому полу слабость не препятствует последовать Христу. Смотри и на то, как они, будучи богатыми, презрели, однако же, всё и избрали нищету ради Христа и со Христом. А что они были богаты, явствует из того, что они служили Господу имением своим, а не чужим или несправедливо приобретенным достоянием, как многие делают.

В словах семь бесов некоторые число семь принимают неопределенно, вместо «много», ибо в Писании число семь часто обозначает «много». Иной, быть может, скажет: как семь есть духов добродетели, так, напротив, семь же и духов злобы; например, есть дух страха Божия – есть, с противной стороны, дух бесстрашия Божия; есть дух разумения – есть, с противной стороны, дух неразумия и так далее. Если эти семь духов злобы не будут прогнаны от души, никто не может последовать Христу: ибо прежде должно сатану изгнать, а потом Христа вселить.


4-10. Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его.

А иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод вторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

Ныне сбылось то, что давно сказал Давид от лица Христова. Открою, сказал он, уста Мои в притче (Пс. 77, 2). Господь притчами говорил с разными целями: чтобы слушателей сделать более внимательными и возбудить ум их к наследованию того, о чем говорится (ибо мы, люди, обыкновенно более занимаемся прикровенными речами и на ясные мало обращаем внимания), и чтобы недостойные не поняли того, что говорится таинственно; и еще по многим другим побуждениям говорит Он притчами.

Страница 49