Размер шрифта
-
+

Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна - стр. 22

Почему же они искали Его? Ужели предполагали, что Он, как дитя, потерялся или заблудился? Прочь, такая мысль! Ибо она не могла придти ни премудрой Марии, получившей бесчисленные о Нем откровения, ни Иосифу, которому и самому было открыто, что Он от Духа Святаго. Но они искали Его затем, чтобы Он как-нибудь не отстал от них, чтобы как-нибудь не оставил их. А когда нашли Его, смотри, как Он отвечает им! Так как Дева назвала Иосифа отцом Его, то Он говорит: «Не он, Иосиф, Мой истинный отец, хотя Я и был в его доме, но Бог – Мой Отец, и потому Я в Его доме, то есть в храме Его».

Но они не поняли, что Он сказал им, ибо это была тайна.


51–52. И Он пошел с ними, и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Иисус повиновался родителям, давая и нам образец повиновения своим родителям. Дева сохраняла все это, ибо дела и слова Отрока были Божественны и являли в Нем не двенадцатилетнего отрока, но Человека совершенно зрелого. Для объяснения того, что значит преуспевал в премудрости, евангелист присовокупляет и возрасте, ибо преуспевание в возрасте называет успехом в премудрости. И в любви у Бога и человеков, то есть творил угодное Богу и достохвальное от людей, но прежде был приятен перед Богом, а потом – перед людьми; ибо прежде должно угождать Богу, а потом людям.

Глава третья

1–3. В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

Справедливо упомянуто о времени и о властителях, чтобы показать, что при Христе прекратилось преемство начальников иудейских, поскольку прокуратором Иудеи был Пилат, человек из другого народа, четвертовластниками – сыновья Ирода аскалонитянина, и чтобы потому за верное было принято, что пришел Христос, по пророчеству Иаковлеву (см. Быт. 48, 10).

Был, сказано, глагол Божий к Иоанну, – чтобы ты знал, что он пришел свидетельствовать о Христе не как самозванец, но потому, что был движим Духом Божиим. Под глаголом разумей или Духа Святаго, или повеление Божие. Слово Божие к Иоанну было в пустыне. Поскольку дети женщины, оставленной мужем (то есть церкви из язычников), многочисленнее детей жены, имеющей мужа, то есть церкви иудейской (см. Ис. 54, 1), то слово и повеление Божие обращалось к Иоанну, когда он находился в пустыне.

Страница 22