Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна - стр. 19
25–32. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Симеон не был священником, но был человек боголюбивый; он ожидал, что придет Христос, утешитель евреев и освободитель от рабства греховного, а может быть, и от рабства римлян и Иродова. Ибо кто уверовал во Христа, тот поистине свободен и в чести у царей и всех людей. Посмотри на апостолов. Не были ли они рабами римлян? А теперь цари римские почитают их и поклоняются им. Итак, для них, израильтян, Христос стал утешением.
Сей Симеон, движимый Духом Святым, взошел в храм, когда Матерь принесла Господа, и, приняв Его на руки, исповедует Младенца Богом. Ибо сказать ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, мог лишь исповедующий, что Он есть Господь жизни и смерти. Смотри, как святые тело считают узами. Потому и говорит ныне отпускаешь, разрешаешь как бы от уз.
По слову Твоему: говорит о полученном им предсказании, что он не умрет, пока не увидит Христа.
С миром вместо: «в спокойствии». Ибо человек, покуда живет, мятется, как Давид говорит (см. Пс. 38, 7); умерший же находится в мире. С миром можно разуметь и иначе, именно: с получением ожидаемого. Прежде чем я увидел Господа, говорит, я не был спокоен помыслами, но ожидал Его и всегда помышлял с заботой, когда Он придет; а теперь, когда я увидел Его, я успокоился и перестал думать, я разрешаюсь (отхожу к смерти).
Спасением Симеон назвал воплощение Единородного, которое Господь уготовал прежде всех веков.
Уготовал это спасение пред лицем всех народов… Ибо для того Он воплотился, чтобы спасти мир и чтобы воплощение Его явлено было всем.
Спасение это есть свет к просвещению омраченных язычников и в славу… Израиля, ибо Христос есть поистине слава израильского народа, потому что от него Он воссиял и поистине благоразумные находят для себя величие в этом.
Так говорит Симеон. А мне кажется, что сему Симеону приличествуют и слова Давида: Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое (Пс. 90, 16).
33–35. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.