Размер шрифта
-
+

Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна - стр. 15

оставив меня вскоре». Ибо Захария знал, что немного спустя он лишится Иоанна, так как сей удалится в пустыню. Зачем же предъидешь? Чтобы приготовить пути Ему. А пути – это души людей, к коим Господь приходит. Итак, Предтеча предуготовил души к тому, чтобы в них ходить Господу. Как же он приготовил их? Через сообщение людям познания о спасении, а спасение есть Господь Иисус. Итак, Иоанном преподано людям познание о спасении, то есть о Христе, ибо Иоанн свидетельствовал об Иисусе. Познание заключалось в отпущении грехов, ибо Господь иначе не был бы и признан Богом, если бы не отпускал грехов народу. Ибо отпускать грехи свойственно Богу. А Он простил нам грехи по благоутробию милости, а не за наши дела, ибо мы не сделали ничего доброго, а Он, называемый Востоком, призрел на нас свыше. Ибо Он есть Солнце Правды и воссиял нам, бывшим во тьме, то есть в грехе.

Два зла господствовали над природой человеческой: незнание о Боге, в котором находились язычники, и грех, который имели евреи, хотя и знали Бога. Итак, Он явился природе человеческой, чтобы просветить и сидящих во тьме, то есть в неведении и безбожии, и сидящих в тени смертной, то есть в грехе. А грех есть тень смерти в том, думаю, смысле, что как тень следует за телом, так: где смерть – там и грех. Например, из того, что Адам умер, ясно, что был и грех. Равно и смерть Христову найдешь не без греха, ибо Христос умер, но за наши грехи. Посему грех, всегда сопровождаемый смертью, справедливо называется тенью смерти. Можно и другое сказать на это, и, думаю, мы сказали при изъяснении Евангелия Матфея. Но достаточно ли только воссиять омраченным? Нет – нужно еще и направить ноги наши на путь мира, то есть на путь праведности. Ибо так как грех есть вражда с Богом, то праведность есть мир. Итак, путь мира – праведный образ жизни, к которому направил стопы наших душ воссиявший свыше Христос.

Младенец… возрастал телом и укреплялся духом, ибо вместе с телом возрастало и духовное дарование; и чем более росло дитя, тем более обнаруживались и силы духа, так как орудие (тело) было способно вмещать их.

Для чего Иоанн был в пустынях? Для того, чтобы жить ему вне злобы многих и, не стыдясь ложно никого, обличать с дерзновением, ибо если бы он был в мире, то, быть может, от сожительства и общения с людьми утратил бы чистоту; а вместе и для того, чтобы, когда будет проповедовать о Христе, пользоваться полным доверием как пустынник и превосходящий других жизнью. В пустынях скрывался Иоанн дотоле, пока благоволил Бог явить его народу израильскому.

Страница 15