Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна - стр. 106
Башня, упавшая в Силоаме, предуказывала на то, что должно было впоследствии случиться с этим народом. Примером немногих, тогда погибших, она вразумляла многих, что и они потерпят большое зло. Ибо башня служила предызображением целого города, а те погибшие восемнадцать человек – целого народа. Действительно, когда город пал от Тита, тогда вместе с ним погиб и весь народ, упорный в неверии. Это должно быть для нас уроком при всех ежедневных случаях. Если некоторые падают, тогда как мы остаемся без искушений, то сие не должно служить для нас поводом к совершенной беззаботливости, будто бы мы остаемся без искушений потому, что праведны, напротив, – мы должны более вразумляться, что они потому наказываются, дабы мы улучшились; если ж мы не исправимся, то горе наше будет больше.
6–9. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.
Согласно с ходом речи приводит притчу сию. Перед сим Он сказал: если вы не покаетесь, то погибнете. Теперь присовокупляет и сию притчу. Смоковница есть народ иудейский, производящий одни только горькие листья, а плодов не приносящий. Стоял он в винограднике Божием, то есть в церкви иудейской. Домовладыка Христос приходил и искал в иудеях плода веры и добрых дел, но не нашел. Приходил Он в три срока: раз – через Моисея, в другой – через пророков, а в третий – Сам лично. Наконец, поскольку несмотря на все это иудеи не покаялись, Христос отсек их от любви Божией. Ибо они уже не называются народом Господним и людьми святыми, но вместо них введены язычники, могущие приносить плод (см. Мф. 21, 43).
Под смоковницей можно разуметь и все человечество; под хозяином дома – Бога Отца; под виноградарем – Сына Божия, явившегося во плоти, чтобы приложить попечение и очистить наш виноградник. Христос не позволяет срубить эту смоковницу как бесплодную, говоря Отцу: оставь ее и на этот год. Если люди не улучшились через закон и пророков и не принесли плода покаяния, то Я еще напою их Своим учением и страданиями, и, может быть, они принесут плод благопокорности. Если же смоковница и тогда не принесет плода, то после срубишь ее, отвергнув их от участи праведных. Трижды Бог искал плода в нашем человеческом роде, и трижды он не дал его: в первый раз – когда мы преступили заповедь в раю (см. Быт. гл. 3); в другой – когда во время законодательства слили из золота тельца (см. Исх. гл. 32) и променяли славу Бога на изображение вола, ядущего траву (Пс. 105, 20); в третий – когда испрашивали на распятие Спасителя и Господа, говоря: