Толкование на Символ веры - стр. 8
И вот, на Кого прежде не могли взирать Ангелы – ибо как бы они смотрели на Того, Кто выше их природы? – Того ныне они видят в Божественном теле, теснее сообщаются с Его невещественной и Божественной душой и делаются причастниками Его дарований.
То же произошло и с нами, людьми. Тот, Кого прежде желали видеть пророки, и желали непрестанно хотя сколько-нибудь узреть Его в сновидениях или каких-нибудь образах и об этом молились и этим утешались, как это видно на примере Моисея, молящегося и просящего об этом, а также Иезекииля, Исаии, Даниила и многих других пророков, почитавших великим делом удостоиться некоторого видения Бога посредством каких-либо примрачных гаданий, – Его-то (о великое человеколюбие и чрезвычайная благость!) мы удостоились познать, видеть непосредственным образом и наслаждаться общением с Ним, когда Он стал подобным нам совершенным человеком, пребывая вместе и совершенным Богом.
Но если мы и видим Его во плоти, то Божество Его все-таки для нас незримо. Нисхождение это, чудесное и в других отношениях, удивительно также и потому, что мы можем по плоти видеть Невидимого. Бога не видел никто никогда (Ин. 1, 18), но посредством воспринятого Им Божественного и всесвятого тела мы ныне находимся весьма близко к Нему. Мы видели Его своими очами, как говорит возлюбленный ученик (1 Ин. 1, 1), и можем быть причастниками Его и приобщаться Его, когда бы ни захотели. И мы поистине видим Его, так как Он явился на земле и жил вместе с людьми. В будущем мы надеемся опять собственными глазами увидеть Его сидящим горе вместе с воспринятой Им плотью, быть с Ним едиными и приобщаться Его славе, по милости Его, как Он молился за нас Своему Отцу (см.: Ии. 17,21–24).
Утверждая это, и божественный Символ, после предвечного рождения Слова, говорит и о воплощении Его, бывшем в последние времена: «Нас ради человек».
Ибо нас, падших, пришел он восставить, а не Ангелов. Если некоторые из них пали, то это падение для них неизлечимо, потому что они лежат в нем добровольно, намеренно стремятся делать зло и при этом служат и для нас виновниками зла. Но Ангелы, получив и для себя величайшую пользу от домостроительства о нас Слова, обретя для себя путь к высшему восхождению в любви Божией и единении с Богом, радуются о нашем спасении, поэтому и свое служение нам совершают с усердием и радостью. Всецело же спасены и восставлены мы одни, поэтому Символ и говорит: «Нашего ради спасения».
Так как мы были погибшими, то нуждались и в спасении, чтобы нам, отверженным и умерщвленным, снова быть возведенными к Богу, воспринять в себя жизнь Божию и через нее обновиться и ожить. Поэтому и снизошла к нам Жизнь, как и Церковь проповедует, говоря: «Сшедшаго с небес».