Размер шрифта
-
+

Толкование на псалмы - стр. 52

(16). Лучше малое праведнику – т. е. малая милость Господня выше всякого богатства в мире.

(18). Весть Господь пути непорочных – т. е. одобряет и чтит. И достояние их в век будет. Ибо воздаяния святым нетленны и вечны.

(19). Не постыдятся во время лютое. Во времена гонений, при оскудении учителей, Сам Господь Духом Своим препитает верующих в Него. Или: время лютое есть время гнева на нечестивых, когда одни испытают на себе праведный суд Божий, а другие воспримут славу, честь, нетление и вечную жизнь.

(21). Заемлет грешный, и не возвратит. Грешник не воздает благодарением за то, чем облагодетельствован от Бога. Праведный же щедрит и дает. Воздает щедротами, подражая своему Владыке.

(22). Яко благословящии Его наследят землю. Это подобно тому, что сказано Аврааму: благословлю благословящии тя, и кленущии тя проклену (Быт. 12, 3).

(23). От Господа стопы человеку исправляются. Господь одобряет его прохождение деятельной жизни.

(24). Егда падет, не разбиется. Если и случится праведному поползнуться в чем-либо малом, не потерпит от сего вреда, потому что имеет опорою Бога.

(25). Ниже семене его просяща хлебы. Разумеет мысленные хлебы, а это суть Божественные словеса.

(27). И вселися в век века. И наследуешь, говорит, вечные селения.

(29). Праведницы же наследят землю. Нередко упоминал, что кротким дается земля, убеждая тем вожделевать ее.

(30). Уста праведного поучатся премудрости. На языке ли, в уме ли, но должно, говорит, всюду обносить с собою словеса Божии и постоянно упражняться в изучении их. Так научившись поступать, любитель добродетели пребывает бестрепетным и непоколебимым, преодолевая покушающихся низложить его. Это сказал псалмопевец и в первом псалме: но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь (Пс. 1, 2).

И язык его возглаголет суд – т. е. правосудие не судебное, но обнаруживаемое в непогрешительном и здравом суждении.

(31). Закон Бога в сердце его, и не запнутся стопы его. (32). Сматряет грешный праведнаго. (33). Господь же не оставит. Одно и тоже выражает различно, чтобы при многократном изучении тверже сохранилось в памяти. Говорит же, что Владыка не презрит праведного, когда злоумышляют против него лукавые, и не соизволит, когда отважатся они на что-либо подобное, но сделает так, что праведник избегнет сетей. Такое промышление видел над собою Авраам при двукратном похищении Сарры, изведал его и Исаак, подвергшись той же опасности, изве дал и Иаков, когда завидовали ему брат и тесть, изведал и Иосиф, когда вооружились на него ненависть и кле вета. Но нужно ли пересказывать все? Лю бо знательным нетрудно как собрать ветхозаветные примеры, так и усматривать примеры в Новом Завете.

Страница 52