Толкование на псалмы - стр. 26
т. е. ум. Боже мой, просветиши тьму мою, рассеешь мое неведение.
(30). Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену – потому что окружили меня враги мои и содержат меня в заключении. Искушением же называет удовольствия, а стеною – диавола.
(31). Бог мой, непорочен путь Его. Порицает здесь неблагодарность, злобу, упорство и жестокость непризнательных, неблагодарных и жестокосердых иудеев. Потому как упрекали Спасителя нашего Христа, будто бы поступает вопреки Божию закону, осуждали слова Его и клеветали, будто бы Он богохульствует, говоря между собою: глаголет хулы: кто может оставляти грехи (Мк. 2, 7). И эти расположения и мысли о Господе всяческих и Боге питали в себе с лукавою совестью и с злым помыслом. Словеса Господня разжжена. И словеса Его о сем, подобно разжженому серебру, чисты от всякой укоризны, искушены и изведаны.
(32). Яко кто Бог, разве Господа? Или кто Бог, разве Бога нашего? Так как Единое Божие Слово есть Истинный Бог и Единородный, потому что Оно Единое есть также Бог, как и Отец. Сказав же о Христе, что он Бог по естеству, говорит теперь: или кто Бог? У нас один Бог Отец и нет другого Бога, так чтобы один исполнял прошение одного, а другой – прошение другого. Но, может быть, два стиха поставлены во взаимном соответствии. Так, истинный Бог препоясал силою для одержания победы и положил непорочен путь мой к совершению добрых дел.
(33). Бог препоясуяй мя силою. Это подобно сказанному: дондеже облечетеся силою свыше (Лк. 24, 49). И положи нenopoчeн путь мой – т. е. евангельскими законоположениями наставил меня, как идти путем непорочным.
(34). Совершаяй нозе мои. Так как святые суть истребители ядоносных страстей, потому что прияли силу против мысленных змиев, потому и уподобляются оленям, которые истребляют чувственных змей. Яко елени. Потому что прияли власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию (Лк. 10, 19). И на высоких поставляяй мя – учит мудрствовать горняя.
(35). Научаяй руце мои на брань – потому что, воздевая их в молитве, преодолеваю неприязненных. И положил ecu лук медян мышца моя. Учит, как быть уготованным на брань, уподобляет мышцы луку и делает их как бы модными по крепости. Или дает разуметь, что душевные силы соделал мужественными, подобно медному луку. Медь есть символ деятельной силы. В таком смысле Иезекииль говорит Иерусалиму: сгорит медь его (Иез. 24, 11). Но как под образом меди разумеет силу и неуязвимость, так под образом лука приточно представляет самое вержение стрел нашими мышцами.
(36). И дал ми ecu защищение спасения.