Толкование на Послания святого апостола Павла. Часть 2 - стр. 81
21. Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
Знак немалого благорасположения – приветствовать их посредством посланий.
С ним были многие, были, может быть, даже из самого Рима, которые, впрочем, не принимали участия в делах апостольских, в каковых участвовал лишь один Тимофей, которого Павел назвал выше единодушным с собой. Тем не менее он не отказывается называть их братьями.
22. Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
Он одобрил и одушевил их, показав, что благочестие достигло даже до царского дома, внушая, что если находящиеся при царском дворе пренебрегали всем ради Христа, то тем более следует делать это вам – людям простым. Вместе же с тем дает знать, что о добродетели филиппийцев он говорил пред кесаревым домом, ибо иначе он не мог возбудить в последних расположения, выразившегося в приветствии.
23. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
По своему обычаю он молитвой заключает послание. И научает вместе с тем относить к благодати Христовой добродетели, какие они имеют, а не возноситься ими. Ибо тогда только и пребудет с ними благодать сия навсегда, если они не будут превозноситься. Да изобилует же, по благодати Христовой, и между нами как всякая другая добродетель, так преимущественно добродетель вспомоществования другим, да и мы, приемля пользу от вспомоществования всем нуждающимся, особенно же злостраждущим ради Бога, насладимся богатством благости Его. Ему слава и держава, ныне и присно и во веки. Аминь.
Толкование на Послание к Колоссянам
Предисловие
Все послания Павла святы, но особенно те, которые он рассылал, находясь в узах: он посылал их как полководец среди сражения и вполне уверенный в победе. И сам Павел считал это великим и славным. Ибо, когда пишет к Филимону, он говорит: которого родил я в узах моих (Флм. 1, 10). Сказал же это для того, чтобы и мы не сокрушались в бедствиях, а скорее считали их за честь. Таких посланий много: к Ефесянам, к Филимону, к Тимофею, к Филиппийцам и это – к Колоссянам, – все они написаны в узах. Как он писал к римлянам и евреям, не видев их, так он пишет и к колоссянам, не повидав их предварительно. В среде их были Филимон и Архипп, которому, мне кажется, поручена была даже какая-то церковь. И пишет к колоссянам по следующему поводу: между ними появилось некоторое нечестивое учение: они думали, что не чрез Сына, а чрез Ангелов приведены к Богу Отцу, считая нелепым верить, что в последние дни явился Сын Божий, между тем как в Ветхом Завете все совершалось чрез Ангелов. Притом, они соблюдали многие иудейские и эллинские обычаи, соблюдая дни, времена и яства. Все это, конечно, требовало исправления и побуждало апостола написать это послание.