Точное изложение Православной веры - стр. 28
Посему те, которые сказали, что небо шарообразно, говорят, что оно одинаково удалено и отстоит от земли как сверху, так и с боков, также и снизу. Говорю же «снизу» и «с боков», насколько дело идет о суждении нашего чувства, так как, согласно с понятием последовательности, небо отовсюду занимает верхнее место и земля – нижнее. И говорят, что небо шарообразно окружает землю и быстрейшим своим движением носит кругом вместе [с собою] и солнце, и луну, и звезды; и когда солнце находится над землею, то здесь бывает день, когда же под землею – ночь. Когда же солнце спускается под землю, то здесь бывает ночь, а там день.
Другие же вообразили себе, что небо – полушарие, на основании того, что богоглаголивый Давид говорит: Простирали небо яко кожу (Пс. 103, 2), что именно обозначает палатку; и блаженный Исайя: Поставивши небо яко камару (Ис. 40, 22). Также и потому, что как солнце, так и луна, так и звезды, заходя, обходят землю от запада к северу и таким образом опять приходят на восток. Однако этим ли образом или тем [это бывает, но] все без исключения и произошло, и утвердилось по Божественному повелению и непоколебимым основанием имеет как Божественную волю, так и Божественное намерение. Яко той рече, и быша: той повеле, и создашася. Постави я в век, и в век века: повеление положи, и не мимо идет (Пс. 148, 5–6).
Небо небесе, без сомнения, есть первое небо, находящееся поверх тверди. Вот [уже] два неба; ибо небом назвал Бог также и твердь (Быт. 1, 8). Божественному Писанию обычно также называть небом и воздух, потому что он видим вверху. Ибо, говорит оно, благословите вся птицы небесныя (Дан. 3, 80), разумея птиц воздуха. Ибо воздух – дорога птиц, а не небо. Вот три неба, о которых говорил божественный апостол (2 Кор. 12, 2). Если же пожелаешь и семь поясов понять как семь небес, то это нисколько не оскорбляет слова истины. Обычно же и еврейскому языку называть небо множественно – небесами. Поэтому, желая сказать о небе неба, он сказал о небесах небес, что именно означает небо неба (Пс. 148, 4), находящееся поверх тверди, а также и воды, находящиеся поверх небес, [то есть] или воздуха и тверди, или семи поясов тверди, или тверди, по обычаю, свойственному еврейскому языку, называемой множественно – небесами.
Конечно, все, что существует по причине рождения, подлежит уничтожению сообразно с последовательностью, принадлежащей природе; также и небеса, но благодатью Божией они и содержатся, и сохраняются. Одно же только Божество по Своей природе и безначально, и бесконечно; поэтому и сказано: