Размер шрифта
-
+

Точное изложение Православной веры - стр. 20

(Ин. 5, 22). Ибо судил, без сомнения, Отец, также и Сын, как Бог, также и Дух Святой; но Сын Сам телесным образом как человек сойдет и сядет на Престоле Славы, ибо схождение и сидение свойственны ограниченному телу, и будет судить всю вселенную в правде (Мф. 25, 31).

Все далеко от Бога не по месту, но по природе. В нас благоразумие, и мудрость, и решение являются и исчезают как свойства, но не в Боге, ибо в Нем ничто не возникает и не убывает, потому что Он неизменяем и непреложен и в отношении к Нему не до́лжно говорить о случайности. Ибо благо Бог имеет сопутствующим Его существу. Кто всегда устремляет свое желание к Богу, тот видит Его, ибо Бог есть во всем, потому что то, что существует, зависит от Сущего; и не может существовать что-либо, если оно не имеет своего бытия в Сущем; потому что Бог, как содержащий природу, соединен со всеми вещами; а со святою Своею плотию Бог Слово соединен ипостасно и с нашею природою сблизился неслиянно.

Никто, кроме Сына и Духа, не видит Отца (Ин. 6, 46).

Сын – воля, и мудрость, и сила Отца. Ибо в отношении к Богу не до́лжно говорить о качестве, для того чтобы нам не сказать, что Он сложен из сущности и качества.

Сын от Отца, и все, что Он имеет, имеет от Него; поэтому Он и не может о себе теорити ничесоже (Ин. 5, 30). Ибо Он не имеет деятельности, особенной по сравнению с Отцом.

А что Бог, по природе будучи невидимым, делается видимым через Свои действия, мы знаем из устройства мира и управления (Прем. 13, 5 и др.).

Сын – образ Отца, и Сына образ – Дух, через Которого Христос, вселяясь в человеке, дает ему то, что есть соответственно образу [Божию].

Бог – Дух Святой – средний между Нерожденным и Рожденным и соприкасается с Отцом через Сына. Он называется Духом Бога, Духом Христа, Умом Христа, Духом Господа, Самим Господом, Духом сыноположения, истины, свободы, мудрости (ибо Он есть производящей все это); все наполняющим Своим существом, все содержащим; делающим Своим существом мир полным; невместимым для мира по Своему могуществу.

Бог есть вечная сущность и неизменная, которая есть Творец сущего и которой поклоняется благочестивый ум.

Бог и Отец, всегда сущий, нерожден, как ни от кого не родившийся, но родивший равно вечного Сына; Бог есть и Сын, всегда сущий вместе с Отцом, рожденный от Него бездетно и вечно, и вне истечения, и бесстрастно, и неразлучно. Бог есть также и Дух Святой, Сила освятительная, ипостасная, от Отца исходящая неразлучно и в Сыне почивающая, единосущная с Отцом и Сыном.

Слово Такое, Которое самостоятельно всегда пребывает вместе с Отцом. Слово, в свою очередь, есть и естественное движение ума, согласно с которым он движется, и мыслит, и рассуждает; оно есть как бы его и сияние. Со своей стороны, бывает слово внутреннее, произносимое в сердце. И опять: слово произносимое есть вестник мысли. Итак, Бог Слово есть и самостоятельно, и ипостасно; остальные же три слова суть силы души, которые не созерцаются в их собственной ипостаси; первое из них есть естественное порождение ума, естественным образом всегда из него изливающееся; второе же называется внутренним, а третье произносимым.

Страница 20