Размер шрифта
-
+

Тибетские рецепты здоровья и долголетия - стр. 33

Один и тот же ингредиент в разных ситуациях может представлять собой «царя», «царицу», «стражника» или «советника».

В частности, существует описание шести вариантов приготовления камфары для шести разных составов, в которых это средство должно выполнять разные роли: «Камфару готовят так: как дикого человека, который бродит один; как богатыря, которого снаряжают оружием; как царицу, которую сопровождает учтивая свита; как посла, соединяющего с друзьями и врагами; как военачальника, находящегося среди соратников; как царя, ведущего всех за собой». Это означает, что в первом случае камфару назначают в чистом виде, во втором – «вооружают», добавляя лекарственные травы, и «сажают на коня» (сахар), «учтивая свита» получается при добавлении к указанным веществам мускуса, шафрана и медвежьей желчи. Дальнейшее усложнение состава делает камфару «послом», «военачальником» и «царем» в зависимости от того, против какой болезни направлено данное лекарство.

Болезни представляются врагами или дикими животными. Распространение заболевания сравнивается с наступлением врага, захватом укрепленных позиций, нападением зверя. В каждом случае освобождение от болезни ассоциируется с действием божества или духа, несущего выздоровление.

Среди духов лекарственных растений особая роль в такой армии принадлежит божеству Юл-лха, духу можжевельника. Тибетские врачи высоко ценят его исцеляющие свойства.

Отдельные лекарственные средства с ярко выраженными лечебными свойствами удостаиваются «царских регалий». Так, камфара – «царь холодных веществ», красный перец – «царь горячих веществ», а миробаланы называют «царями всех лекарств» в связи с их выраженной целебной активностью в отношении широкого спектра заболеваний.

При составлении сложных лекарственных средств, когда используются компоненты с разными свойствами, строго соблюдаются точные пропорции и дозировки.

Большая группа «прохладных», жаропонижающих средств имеет в своей основе шлемник, соссюрею костус, шалфей и горечавку крупнолистную. При добавлении борца разнолистного, бадана толстолистного и щитовника получается состав, который лечит отравления искусственными ядами.

Основной частью «горячих» препаратов, излечивающих болезни «холода», являются княжик, рододендрон, облепиха и «укрощенный шпат».

Как пример особенно эффективного горячительного лекарства в «Чжуд-ши» приводится такой многокомпонентный рецепт: «шесть корней» (купены, спаржи, витании, редьки, горичника, марены), «пять листьев» (лютика, ломоноса, княжика, крапивы, рододендрона), «один цветок» (борца синего), «четыре вида плодов» (пузырницы, облепихи, якорцев и мальвы), «три соли» (селитра, сода, соль), «две золы» (гашеный шпат, зола помета грифа) и сахар. При использовании этого состава без следа исчезают все болезни «холода».

Страница 33