Тибетская медицина - стр. 9
По «Чжуд-ши», зародыш развивается в полости матки, питаясь при помощи кровеносных проводников пуповины, связанной с детским местом. Детское место соединено с сосудами матки и яичников, благодаря чему совершается беспрерывный рост плода при том условии, что мать получает достаточное количество питательных материалов.
Европейские врачи говорят: питание плода происходит посредством эндосмоса обмена веществ, который совершается в последе сближением крови плода с кровью матери.[19]
По «Чжуд-ши», в продолжение 38 недель, или 9 лунных месяцев, зародыш изменяется и развивается.
Следовательно, по исследованиям тибетских врачей, продолжительность беременности равняется 38 неделям, 9 лунным месяцам, т. е. 266–277 дням.
По исследованиям европейских ученых, средняя продолжительность беременности колеблется между 265 и 280 днями, и большая часть родов падает на 39-ю и на 40-ю недели.[20]
Беременность продолжается от 250 до 260 дней.[21]
Тибетские врачи относительно развития зародыша держались теории generationis. По их понятиям, в зародыше, воспроизведенном при участии почвы, воды, воздуха, теплоты, света и пространства, вследствие соединения материй отца и матери происходит брожение. Это брожение способствует постепенному развитию частиц тканей и органов зародыша.
Между тем в Европе до Вольфа предполагали, что зародышевый зачаток предначертан, что человеческий зародыш заключает в себе громадное количество поколений зародышей, вложенных друг в друга в теле прародителей с сотворения мира. Поэтому прежде существовало мнение, что человеческие зародыши суть уже готовые организмы, но в малом виде, которые должны расти и постепенно усложняться. Между учеными долгое время шел спор относительно значения семенных телец и женского яйца. Школа сперматиков, или анималькулистов, принимала семенные нити за зародыши, а школа овистов утверждала, что зародыши в малом виде находятся в яйце и что семя, входящее в яйцо при оплодотворении, составляет только питательный материал для зародыша. До половины XVIII столетия эти две школы theoriae evolutionis вели бесплодный спор. Только Гаспар Фридрих Вольф (академик, род. в 1733 г. в Берлине, умер в 1794 г. в Петербурге) восстал против теории evolutionis в двух своих, главных работах: Theoria generationis (1759) и De formatione intestinorum (1768–1769),[22] и доказал фактически, наблюдениями, что зародыш постепенно возникает и формируется в яйце.
Таким образом, то, что было известно врачам Востока еще в IV веке до н. э., европейцы узнали лишь в конце XVIII столетия.