Тибетская медицина - стр. 41
Что же такое разумная жизнь?
Разумной жизнью врачебная наука Тибета называет умение содержать в чистоте ум и тело и оберегать себя от всяких излишеств, потому что они препятствуют умственному и физическому развитию.
Мы ранее ознакомились с теми средствами, которые ведут людей к разумной жизни. Одним из средств для достижения разумной жизни должен считаться и разумный труд.
Что означает «разумный» труд?
Это труд, соответствующий индивидуальности того, кто им занимается. С одной стороны, разумный труд ведет к разумной жизни, с другой – разумная жизнь без труда невозможна. Врачебная наука Тибета требует, чтобы труд умственный не утомлял центральную нервную систему как часть тела, а труд физический не задерживал проявления умственных способностей.
Физический труд только тогда приносит пользу организму, когда он целесообразен в самом широком смысле этого слова и совершается на открытом воздухе. Физический же труд в виде гимнастических упражнений, верховой езды, рукоделия, танцев, фехтования и т. д. безусловно вреден, если он совершается в душных помещениях.
Из всех видов физического труда врачебной наукой Тибета рекомендуется сельскохозяйственный труд в широком смысле этого слова, потому что этот труд имеет значение воспитательное и он легче всего способствует правильному умственному и физическому развитию.
Благодаря сельскохозяйственному труду человек может избежать экономической катастрофы, так как этот вид труда самым дешевым образом одевает и кормит не только его самого, но и семью его, и живой инвентарь. Этот труд дает полное благосостояние и довольство. При сельскохозяйственном труде не зарождается пролетариат и тунеядство. Сельские хозяева в большинстве люди мирные, доброго нрава; у них скорее, чем у ремесленников, зарождается чувство сострадания к животным и любовь к ним и легче всего возникают человеколюбивые устремления. Они – враги всевозможных беспорядков, грабежей, разбоя и войн. Они более всех сочувствуют ближним, ценят время и стараются следить за временами года, чтобы предупредить возможные бедствия. Они больше всего ценят природу и понимают значение собственности и труда.
Все другие отрасли труда имеют место только при процветании сельскохозяйственного труда, иначе они являются началом, нарушающим умственное и физическое развитие, и влекут за собой гибель рабочих и даже вырождение целой страны.
Примеры указать нетрудно. Все ужасаются нравам фабрично-заводских рабочих, и Франция – «родоначальница» этих рабочих – давно заметила у себя вырождение, тогда как сельскохозяйственный Китай своим трудом обогатил 400-миллионное население, и он не нуждается ни в чем извне, но, к сожалению, население Срединного государства, поставив выше всего на свете труд и материализм, не способствовало гармонии умственного и физического своего развития.