Размер шрифта
-
+

Тибетская астрология - стр. 19

Цзонкхапа уделял огромное внимание повышению престижа и статуса духовенства, благолепию и красоте монастырских интерьеров, величию и пышности литургии и богослужебного чина. Именно с его времен в тибетских монастырях появились роскошно украшенные изображения Будд и бодхтсаттв, завернутые в покровы из тончайшего шелка. Изменил Цзонкхапа и цвет одежд монахов, в которых уже несколько столетий преобладал красный цвет, символизирующий мудрость – праджню; теперь снова восторжествовал древний шафранный цвет, символ бедности и смирения[7]. Красные головные уборы были заменены желтыми, что и дало последователям Цзонкхапы распространенное в старой буддологической литературе прозвание «желтошапочной секты».

Цзонкхапе принадлежит огромное количество сочинений, посвященных самым разным аспектам буддизма – от логики до тантрической йоги, но самым знаменитым стал его обширный трактат Ламрим чэн-мо, или «Великий свод сведений о ступенях Пути». Именно этот трактат превратился во внушительную энциклопедию теории и практики буддизма.

Умер Цзонкхапа в 1419 году. Его житие повествует, что перед смертью он почти месяц пребывал в глубоком самадхи, выйдя из которого преподал последние наставления ученикам, причем лицо его испускало почти невыносимое для глаз сияние, а обликом он напоминал шестнадцатилетнего юношу, что было свидетельством проявления в нем Тела Всеблаженства – Самбхогакаи Будды. Его тело было подвергнуто бальзамированию и покрыто золотыми пластинами. Позднее оно было помещено в ступу.

Вообще же, буддийская традиция в Тибете держалась исключительно на появлявшихся время от времени духовных подвижниках. По внешним атрибутам тибетского буддизма можно определить то настоящее духовное зерно, из которого выросло раскидистое древо его многочисленных направлений. Так, один из миссионеров Ватикана, побывавший на Востоке, аббат Хак писал в книге «Путешествие по Тибету» о довольно-таки неожиданном открытии: «Нельзя не поразиться их великим сходством с католицизмом. Посох епископа, митра, далматик, круглая шляпа, которую великие ламы носят во время путешествий… мессы, двойной хор, пение псалмов, изгнание духов, кадильница с пятью цепями к ней, … благословения лам, которые простирают свою правую руку над верующими, четки… эпитимии… процессии… – таковы сходства буддистов с нами». Ватикан за это признание лишил искреннего священника сана, потому что сходство явно указывало на общий с тибетскими буддистами источник ритуальной практики – древнее учение халдеев, магов Вавилона.

А ничего удивительного нет – тысячи лет шел информационный обмен между Востоком и цивилизацией халдеев и Тибетом. И в Тибете осело то, что больше всего соответствовало духовным потребностям его диких племен. (Интересно, что у евреев, жрецы которых вынесли из так называемого «вавилонского плена» знание и терминологию халдейских магов, слово «тебет» означает ковчег, спасенный среди вод потопа).

Страница 19