Размер шрифта
-
+

The Question. История - стр. 4


ТАТЬЯНА ФИЛИППОВА

к. и. н., старший научный сотрудник Института востоковедения РАН


Главная проблема одна, но из нее проистекают все остальные. Поскольку потеря свободы (даже под крылом «империи-защитницы») – большая проблема для перспектив самостоятельного политического, экономического и культурного развития колоний. Даже в постколониальный период. Изменение «исторической судьбы» страны и народа, ставших объектом внешней экспансии – вещь неоднозначная, проявляющаяся в накоплении и консервации внутренних проблем.

* * *

Какие фотографии изменили историю?


СВЕТЛАНА ТЕЙЛОР

руководитель факультета фотографии Британской высшей школы дизайна


Несколько сомневаюсь, что можно говорить о фотографиях, которые изменили историю – наверное, наиболее интересно рассмотреть ее взаимодействие с реальностью и те изменения, которые произошли благодаря ей.


Начать можно с Крымской войны (1853–1856) и Роджера Фентона, который, помимо того, что был фотографом, был еще английским джентльменом. До сих пор остается открытым вопрос, насколько фотографии Фентона были постановочными, и можно предположить, что как раз из-за того, что он был английским джентльменом, у него «этически» не поднималась рука снимать все ужасы войны. Фентоновская панорама военных действий выглядела респектабельно и благородно – ни единой капли крови.

* * *

Насколько существенен художественный прогресс в мраморной скульптуре от Древней Греции до наших дней?


МАРИЯ МИХАНТЬЕВА

читаю, рисую, пишу


Ответ зависит от того, что вы подразумеваете под «художественным прогрессом». Мастерство обработки материала? Похожесть готовых изделий на прототипы? Насколько эмоции от созерцания современных скульптур из мрамора отличаются от эмоций от созерцания скульптур античных? Или насколько скульпторы стали умней и смелей?


Слово «прогресс» не применимо к истории искусства, потому что оно означает поступательное движение от худшего к лучшему.


Мы, конечно, даем оценку произведениям искусства. Про одно говорим, что оно хорошее, про другое – что не очень. Про третье – что это порнография и бездуховность. Про четвертое – что оно вторично. Про пятое – что оно слишком коммерческое. Про шестое – что когда художник левеет, у него начинают получаться сплошные плакаты. Про седьмое – что это мазня и «я тоже так смогу». Про восьмое – что отсылка к Хансу Хааке очень изящная, но массовый зритель не поймет. Про девятое – что оно тяжелое для восприятия, но ставит много важных вопросов. Про десятое – что художник пытался ставить важные вопросы, но в итоге сделал какую-то мутную дрянь. И так далее.

Страница 4