The Question. История - стр. 24
Почему остальных расстрелянных в подвале вместе с царской семьей не провозгласили святыми великомучениками?
АНДРЕЙ ЛАРИОНОВ
программист
Церковь не претендует на то, чтобы указывать всех существовавших святых. Ведь всех мы знать не можем, всех только Бог и знает. Церковь не назначает тех или иных святыми. Церковь только прославляет некоторых святых, то есть как бы говорит – вот из всех святых есть вот такой-то, о нем стало известно это и то, и мы его прославляем. Не говорим, кстати, что вся жизнь его была идеальна и так далее, а, например, говорим – принял смерть как христианский мученик. Смерть испытала его, и он испытание выдержал. А его ошибки Бог пусть простит ему, как прощаем мы, чтобы простили и нас.
Необходимым условием для прославления является то, что люди уже почитают этих людей как святых. До прославления всей церковью. Люди, составляющие церковь, на местном уровне или шире, уже сами почитают этих святых. Тогда потом такого человека прославляют уже и всей церковью. Говорят, мол, да, вот этот человек показывает нам в чем-то пример христианского подвига, мы славим его как святого, как пример для нас.
Так вот, с Николаем Александровичем расстреляли кроме его семьи еще доктора Евгения Боткина, повара Ивана Харитонова, лакея Алоизия Труппа и горничную Анну Демидову.
О Боткине есть упоминание на сайте патриархии, как раз то, о чем я пишу: «Радуясь об умножающемся в народе Божием почитании честных угодников Христовых, Освященный Собор благословил общецерковное почитание сонма святых ранее причисленных к лику местночтимых, в том числе врача-страстотерпца Евгения (Боткина), пострадавшего вместе с царственными страстотерпцами. Его общецерковное прославление приобретает особое значение сегодня, когда Церковь стремится к установлению полной ясности относительно обстоятельств убиения Царской семьи».
С остальными ситуация немного сложнее. В 1981 году их канонизировала Русская Православная Церковь за рубежом. В 2007 году каноническое общение (полное единство) РПЦЗ и РПЦ было восстановлено. Теперь эти сопровождавшие царя люди и воспринимаются как местночтимые святые. А на общем уровне официальная позиция такая: «Вместе с Императорской Семьей были расстреляны и их слуги, последовавшие за своими господами в ссылку. В связи с тем, что они добровольно остались с Царской Семьей и приняли мученическую смерть, правомерно было бы ставить вопрос и об их канонизации; к ним, помимо расстрелянных вместе с Императорской Семьей доктором Е. С. Боткиным, комнатной девушкой Императрицы А. С. Демидовой, придворным поваром И. М. Харитоновым и лакеем А. Е. Труппом, принадлежали убиенные в различных местах и в разные месяцы 1918 года генерал-адъютант И. Л. Татищев, гофмаршал князь В. А. Долгоруков, «дядька» Наследника К. Г. Нагорный, детский лакей И. Д. Седнев, фрейлина Императрицы А. В. Гендрикова и гофлектрисса Е. А. Шнейдер. Комиссии не представляется возможным окончательное решение вопроса о наличии оснований для канонизации этой группы мирян, по долгу своей придворной службы сопровождавших Царскую Семью в период ее заточения и принявших насильственную смерть. Комиссия не располагает сведениями о широком поименном молитвенном поминовении этих мирян. Кроме того, мало сведений о религиозной жизни и их личном благочестии. Комиссия пришла к заключению, что наиболее подобающей формой почитания христианского подвига верных слуг Царской Семьи, разделивших ее трагическую участь, на сегодняшний день может быть увековечение этого подвига в житии Царственных мучеников».