Терроризм в Российской Империи. Краткий курс - стр. 4
К числу наиболее влиятельных идеологов народничества относятся П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский. Лавров призвал интеллигенцию вернуть долг народу, благодаря труду которого она получила образование, и способствовать его освобождению от экономического и политического угнетения. Он считал необходимым вести пропаганду среди народных масс для подготовки их к восстанию. Бакунин видел в русском крестьянине прирожденного социалиста; он призывал революционеров, опираясь на «разбойный элемент», стремиться к немедленной организации народных бунтов, которые должны вылиться во всероссийское восстание.
Бунтарское и пропагандистское направления были наиболее распространенными в народническом движении 1870-х годов, однако редко встречались «в чистом виде».
Взгляды и практическая деятельность революционных народников представляли скорее синтез теорий и практических советов идеологов движения. Главной задачей они считали осуществление крестьянской революции, при этом социальная революция противопоставлялась политической, плодами которой, по мнению народников, могла воспользоваться нарождающаяся буржуазия.
Легальная публицистика Н. К. Михайловского способствовала утверждению демократических традиций интеллигенции; он пропагандировал идею о ее решающей роли в общественной борьбе; в конце 1870-х годов выдвинул задачу перехода к политической борьбе и отстаивал необходимость завоевания политических свобод. Идеи Ткачева о захвате политической власти революционерами и об использовании государства для осуществления социалистических преобразований, не пользовавшиеся популярностью среди исповедовавших аполитизм народников 1870-х годов, фактически нашли свое воплощение в деятельности «Народной воли», хотя сами народовольцы отрицали прямое влияние на них идей Ткачева.
Нелегальные кружки и организации народнического толка начали возникать в России в 1860-х годах, однако расцвет «действенного народничества» приходится на 1870-е годы.
В этот период выросло число участников движения и увеличился его размах. Ведущими народническими организациями первой половины 1870-х годов были кружки «чайковцев» (1871; лидеры М. А. Натансон, П. А. Кропоткин, С. Л. Перовская, Н. В. Чайковский и др.), «долгушинцев» (1872–1873; А. В. Долгушин, Л. А. Дмоховский и др.), «москвичей» (1874–1875; С. И. Бардина, И. С. Джабадари и др.). В 1870-е годы российские революционеры предприняли попытку сближения с народом (под которым понималось преимущественно крестьянство). Они стремились вести пропаганду идей социализма, чтобы в конечном счете поднять крестьян на социальную революцию. Тысячи молодых людей отправились «в народ» и под видом мастеровых, торговцев вразнос, пильщиков дров и т. п. пытались пропагандировать среди крестьян свои социально-политические идеи. Пик «хождения в народ» пришелся на 1874 год («безумное лето»), однако кончилось оно полным разгромом к концу 1875 года: сотни пропагандистов были арестованы, а крестьянство оказалось плохо восприимчивым к революционной пропаганде. Значительная часть народников были осуждены на процессах «50-ти» (21 февраля – 14 марта 1877-го, Особое присутствие правительствующего Сената) и «193-х» (18 октября 1877-го – 23 января 1878‑го, Особое присутствие Правительствующего сената). На обоих процессах некоторые подсудимые выступили с программными речами (Петр Алексеев, Ипполит Мышкин).