Размер шрифта
-
+

Территория души. О чем молчит церковь? - стр. 86

И хотя «грех» – религиозное слово, и мы еще будем говорить о понятии греха, здесь оно как нельзя лучше отражает суть поступка.

А вот если вы попытаетесь достучаться до совести и до высших стремлений этого соседа, пусть даже и в довольно резкой форме (но не грубой и не оскорбительной!), то это будет истинная духовная помощь, а значит, и проявление христианской любви. И пусть этот сосед не внемлет вашим увещеваниям, и даже смеется над ними. Это его право, его путь. Христос завещал давать, ничего не требуя взамен. Вы должны давать людям любовь везде, где вы в состоянии это сделать. Ответная же реакция людей – уже не ваша забота.

Разумеется – не ждите благодарностей. Вспомним Христа – за то, что Он принес в мир Учение о любви и вечной жизни – Его оплевали, назвали лжецом и богохульником, и убили. Если вы хотите действительно быть помощником светлых сил, вам придется привыкнуть к тому, что самым распространенным ответом на вашу любовь к людям станут – клевета, сплетни, оскорбления и поношения от этих же самых людей.

Есть старинная молдавская поговорка – «не делай добра – не получишь зла». И она, с прагматической точки зрения, верная. Выбирать – вам.

Но нельзя вдаваться и в другую крайность – пытаться навязать всем людям свою помощь, – а по факту – свое мнение, и свой взгляд на мир. Поймите разницу. Вы можете дать другому человеку совет, если чувствуете себя вправе это сделать. Но если человек не соизволил воспользоваться вашим советом – отойдите в сторону. Не навязывайте никому свое видение вещей. Каждый человек должен иметь выбор – воспользоваться предложенным ему советом, или нет. Продолжая раз за разом навязывать человеку свою волю, вы только наживете себе недоброжелателя. Не лезьте в чужую жизнь, если вас она не касается напрямую своими последствиями, и если вас об этом не просят! Сам Христос не навязывал людям свое мировоззрение, а всего лишь давал выбор. Добро, навязанное насильно – это уже диктат, и перестает быть добром. Если сам Сын Божий дает людям выбор, то, в конце концов, кто же мы такие, чтобы не давать такого выбора своему ближнему?

Если ваша помощь не воспринимается – отойдите. Разумеется, здесь говорим об отношениях именно с относительно чужими людьми. Внутри семьи, например, ситуация может сложиться иная. Если поведение члена семьи затрагивает и ваши личные интересы, то вы вправе добиваться, чтобы вас, наконец, услышали.

Итак, любую помощь надо оказывать только тогда, когда вас об этом просят, или когда человек очевидно нуждается в ней, но не может, или стесняется попросить. В иных случаях вы рискуете оказать «медвежью услугу».

Страница 86