Территория души. О чем молчит церковь? - стр. 11
Четвертый – ментальное тело (кама-рупа). Создается мыслями и желаниями человека. Это еще более тонкая структура, которая уже никогда не может быть увидена обычным зрением человека.
Пятый – Манас; или – каузальное тело (интеллект, самоосознание, разум). Это способность мыслить не только как животное, но и как человек – нравственно. Все, что было перечислено до этого, есть и у животных. Манас – пограничная субстанция. Собственно, он подразделяется на нижний и высший. Нижний – это, если можно так выразиться, интеллект инстинктов, животный интеллект. Он присущ животным тоже. А вот высший Манас – нравственные устремления человека, все самые наивысшие и бескорыстные его стремления – это то, что отличает человека от животных. Животное не знает что такое – нравственность. Это уже отличительный признак человека. В восточной традиции низший Манас в соединении с четвертым принципом называют «животной душой», низшим «я», которое, как и все более низкие принципы, имеет свой срок жизни. Высший Манас в соединении с шестым принципом называют «духовной душой», высшим «я» человека, или «эго», которое бессмертно (вернее имеет срок существования, не поддающийся нашему пониманию и анализу).
Шестой – Буддхи (принцип высших чувств – любовь, радость бытия). Надо пояснить, что любовь к человеку как половому партнеру, пусть даже самая возвышенная – все равно грубо-чувственная, и относится не сюда, а к четвертому и самому началу (низу) пятого принципам. Сюда, хотя и со многими оговорками, можно отнести бескорыстную материнскую любовь к ребенку. Буддхи – это та беспредельная и бескорыстная любовь ко всему живому, о которой говорил Христос.
Седьмой – Атма (Абсолют в проявлении, или – дух). Собирает собою все принципы, однако, не вступая с ними в тесный контакт, ибо эта субстанция принципиально иного уровня, нежели все остальные. Собственно говоря, этот принцип не принадлежит человеку. Он сам – то высшее, частью которого и является человек, а не наоборот. Атма – это то, о чем говорит Библия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2:7), и Коран: «И вот сказал Господь твой ангелам: «Я сотворю человека из звучащей глины, облеченной в форму. А когда Я выровняю и вдуну от Моего духа, то падите, ему поклоняясь»» (Коран 15:28-29). Атма – это дыхание Божие, которое едино во всем, и частичка этого дыхания есть в каждом человеке, но принадлежит она не ему, а Богу.
Каждый вышестоящий принцип оживотворяет нижележащий, или, по-иному сказать, – если произвольно гипотетически разделить эти семь принципов на любые две группы – то высшая часть (та, где будет Атма) сможет жить дальше, а низшая часть оставшихся принципов будет обречена на полное и окончательное разложение, то есть – умрет.