Размер шрифта
-
+

Терра инкогнита: Россия, Украина, Беларусь и их политическая история - стр. 45

Через полгода Иван IV обвинил героя Молодей Михаила Воротынского в измене. Царь лично пытал князя, умершего от ран. Именно после этой дикой расправы герой взятия Казани князь Андрей Курбский и принял решение уйти в Литву.


Опричники, как всегда, в сражении при Молодях не участвовали. Они объявляли себя заболевшими или немощными, прятались или просто дезертировали. Иван IV отменил опричнину. Царю уже не было нужно сильно разросшееся опричное войско, неспособное сражаться хоть с каким-нибудь противником. Опричники уже не были способны даже исполнять свои обязанности по охране государя. Адская машина террора уничтожила руководство опричников. Сама семилетняя опричнина, безусловно, укрепила власть царя, но с нанесением непоправимого ущерба обществу и государству. Все историки согласны с тем, что террор с политической точки зрения был абсолютно бессмысленным. Государство и общество было деморализованным, опричная резня унесла десятки тысяч невинных людей. Опричный террор был беспрецедентным явлением в русской истории и навсегда приклеил к Ивану Ужасному ярлык царя-убийцы. Жестокость и необузданность царя обрекла династию на уничтожение. В 1581 году в очередном припадке сумасшедшей ярости он убил своего сына Ивана, которого пережил на два года. В 1583 году кошмарное царствование Ивана Ужасного все-таки кончилось. Последствия его для страны преодолевались многие десятилетия. Итальянский разведчик докладывал начальству о нравах времен Ивана IV:

«Русские как бы рождены для рабства. Рабами и крепостными являются они все. Подобно тому, как все подданные высокого и низкого звания называются и должны считаться царскими холопами, то есть рабами и крепостными, так же точно и у вельмож имеются свои рабы и крепостные работники и крестьяне.

Князья и вельможи обязаны проявлять свое рабство и ничтожество перед царем еще и в том, что они в письмах и челобитных должны подписываться уменьшительным именем, например «Ивашка», а не «Иван», или «Петрушка, твой холоп». Иностранцы, находящиеся на службе у великого князя, должны унижаться таким же образом.

В тех случаях, когда рабы и крепостные слуги вследствие смерти и милосердия своих господ получают свободу, они вскоре опять продают себя. Так как у них нет больше ничего, чем бы они могли поддержать свою жизнь, они и не ценят свободы, да и не умеют ею пользоваться. Правда, русские, в особенности из простонародья, в рабстве своем и под тяжким игом из любви к своему властителю могут многое перенести и перестрадать, но если при этом мера оказывается превзойденной, то дело кончается опасным мятежом, причем опасность обращается не столько против главы государства, сколько против низших властей.

Страница 45