Терапия Ошо. 21 рассказ от известных целителей о том, как просветленный мистик вдохновил их работу - стр. 79
Я была бы глубоко удовлетворена, если бы вдруг узнала, что учителя музыки во всем мире отказались от своей обычной практики и навсегда забыли фразу: «У тебя нет способностей к пению». Мы должны отказаться от хорошо известной нам модели и вернуться к непосредственному самовыражению через песню.
Самодостаточность
Обычно мы поем песни, сочиненные другими людьми. Но даже когда мы пытаемся сочинить собственную песню, мозг пытается воспроизвести в ней то, что мы уже когда-то слышали, видели или однажды написали. Для нас почти немыслимо петь спонтанно, позволив себе роскошь непосредственного эмоционального самовыражения.
Когда головной мозг занят тем, чтобы «вспомнить» и «воспроизвести» знакомую песню – а этот процесс обычно сопровождается беспокойством, боязнью «не справиться», – контроль берет верх над всем, и для спонтанности не остается места. Кроме того, в подобных условиях наше пение зависит от того, как его оценят слушатели. Такое пение нуждается в благосклонной аудитории.
Но на самом деле, чтобы петь, нам совсем не нужны слушатели – этим пение отличается от ораторского искусства. Это прекрасно знают те, кто любят петь в душе или в машине.
С другой стороны, язык дан нам для коммуникации, а она подразумевает участие как минимум двух человек. Когда мы говорим, мы, как правило, что-то описываем, строим предположения, что-то обосновываем, а затем ожидаем ответной реакции от слушателя.
Даже безмолвно произнося мысленные диалоги, мы обычно представляем себе собеседника. Наш внутренний монолог обращен от «я» к «нему»/к «ней»/к «ним» – по сути, это диалог между двумя или более частями личности или речь, обращенная к воображаемой аудитории. Тем, кто медитируют, хорошо знакомо это явление.
В свою очередь, пение же – самодостаточно.
В нем выражается нечто, не умещающееся в тесные рамки слов, даже несмотря на то что у большинства знакомых нам песен есть какие-то слова. Песня помогает выйти на поверхность чему-то невыразимому – так наша глубинная подлинность находит подходящее ей средство коммуникации, так мы заново обретаем ощущение собственной полноценности и ощущение Бытия.
В этом также присутствует стремление к коммуникации, однако здесь оно обращено к самому Существованию, неотъемлемой частью которого мы себя ощущаем. И мы с непередаваемой радостью преподносим ему свою глубинную сущность.
С этой точки зрения, посещавшие многих из нас мечты о том, чтобы научиться петь перед большой аудиторией, выглядят как попытка загнать себя в узкие рамки. Более того, при этом мы упускаем самое главное, ведь пение в таких фантазиях отнюдь не основной мотив. Часто в них проявляется тщеславная потребность вкусить одобрения со стороны окружающих, чтобы заполнить глубинное чувство внутренней пустоты. Мы ищем публичного признания, пытаясь заместить утраченные нами жизненно важные стороны бытия.