Терапевтическая встреча и ключевые навыки в психотерапии - стр. 20
Кэти: Часть меня хочет.
Роджерс: Хорошо, часть вас хочет этого.
Кэти: А другая часть говорит: Ни за что!
Роджерс: То есть ситуация амбивалентная, двойственная. Я подозреваю, что за этой оградой очень комфортно. Выбраться за пределы – это уже какой-то риск, не так ли?
Кэти: Я. ну я хотела сказать, что почти могу вернуться к тому моменту, когда я возвела эту стену, когда мой брак разваливался на куски 5 лет назад. Я почувствовала, как я замкнулась, и с тех пор я остаюсь замкнутой в себе. Я не хочу больше чувствовать эту рану. Больше не надо.
Роджерс: Слишком велик риск снова почувствовать боль. И вы были отдалены от этого долгое время.
Кэти: И я осознаю это уже долгое время, но я никогда не выхожу за пределы осознания.
Роджерс: То есть само знание не является новым. Вопрос в том, что с этим делать.
Кэти: Абсолютно точно. Как остаться в безопасности и в то же время быть открытой.
Роджерс: По тому, как вы потрясли головой, я почувствовал, что вы как будто говорите: «Я не вижу как».
…
Кэти: Я в равной степени уделила внимание всем своим сферам жизни, и я начала соприкасаться со своей наиболее ранимой стороной, но теперь я чувствую злость. Типа: Это не ваше дело, что я чувствую.
Роджерс: Что я делаю? Так близко подхожу к вашей ранимой стороне. Черт, держись подальше!
Кэти: Точно-точно. Зачем вам это? У вас ведь есть чем заняться.
Роджерс: То есть вы выстраиваете ограду от меня, а она начинает рушиться. Что вы делаете, так близко подбираетесь к моей ранимой стороне? Почему бы вам не заняться чем-нибудь еще?
Кэти: Эта сторона и делает меня одинокой.
Роджерс: То есть это отталкивающая, разозленная часть, которая говорит «Убирайся!», она делает вас очень одинокой.
Кэти: Я не очень-то верю в то, что могу вам все это рассказать и что и вы что-то почувствуете. И потом знаете, как будет: «Это хорошая история, ну и что… У меня есть работа, которую надо делать».
Роджерс: Из того, что я слышу, мне как будто все равно, это просто история, просто что-то.
Кэти: Всё верно.
Роджерс: А что, если мне это не безразлично.
Как мы видим, даже в этих двух коротких отрывках, помимо традиционного отражения когнитивного и аффективного содержания, а также самораскрытия, Роджерс использует и иные приемы – призыв к ответственности, пробуждающие метафоры, мягкую конфронтацию, акцентирование невербального поведения, дублирование. Похоже, что тщательное изучение транскриптов сессий Карла Роджерса может сообщить нам гораздо больше о роджерианской технике эмпатического реагирования, чем чтение его работ.
Л. Гринберг и Р. Эллиот (Greenberg, Elliot, 1999) – основатели ориентированной на переживание терапии (experiential therapy) – предложили интересную концептуализацию в области терапевтического применения эмпатии. По их мнению, мишенью эмпатических реакций терапевта являются чувства, с фокусом на эмоциональном переживании или Я-концепция с фокусом на том, как люди видят и оценивают себя.