Размер шрифта
-
+

Теория журналистики в России - стр. 30

С одной стороны, это делает очевидной острую потребность в формировании более или менее ясных историко-журналистских теоретических концепций, с другой – печальный опыт советского времени, когда господство безальтернативной политически обусловленной теории вносило очевидную дисгармонию в развитие научно-исследовательского процесса, заставляет с опасением относиться к перспективам их возникновения. Поэтому важно подчеркнуть, что никакой комплекс теоретических представлений не может претендовать на абсолютную истинность. Необходимо сохранять плюралистическую картину историко-теоретических моделей, избегая того идеологического догматизма, страх перед которым заставляет противников теоретической истории отрицать саму возможность существования теоретических конструкций в гуманитарном знании вообще и в истории в частности[72]. Оставаясь умопостроением до определенной степени условным, ни одна теория не даст исчерпывающего и безальтернативного истолкования всему многообразию явлений исторического процесса; однако без апелляции к той или иной теоретической конструкции какие-либо, даже весьма условные комплексные интерпретации исторических явлений окажутся вовсе невозможными: исследователь будет или бесцельно «пополнять уже существующие громады фактологии»[73], или спекулятивно рассуждать о не формализуемом на рациональном уровне «духе истории».

В самом обобщенном виде любая историческая теория конструктивно базируется на двух «китах»:

1) представление о характере динамики исторического процесса;

2) определение движущих сил исторического процесса.

При этом важно отметить, что в процессе формирования теоретической концепции именно эти «киты», эти основополагающие вопросы неизбежно решаются априорно. Они являются сами себе основанием, ибо, принимаясь как начальные точки построения системы, кроме волюнтарного решения автора идеи не могут иметь себе оснований ни внутри, ни вне ее. Их отдаленными источниками будут являться онтологические, антропологические, гносеологические представления автора теории и исследователей, ее разделяющих. Однако эта взаимосвязь не будет носить логически обязательного характера, сохранится достаточно широкая вариативность, так что носители общих представлений о смысле бытия, природе человека и познаваемости мира могут в своих размышлениях об истории породить существенно отличающиеся друг от друга теоретические модели.

На следующем этапе формирования исторической теории разрабатываются те ее аспекты, которые не могут устанавливаться априорно во избежание внутренних противоречий в концепции, они непреложно обусловлены конкретными решениями вопросов о характере динамики и движущих силах истории. К их числу относится периодизация истории. Ограниченность познавательных возможностей человека не позволяет осмыслять весь глобальный исторический процесс в целом, не прибегая на предварительной стадии к его логической фрагментации для удобства рассмотрения отдельных элементов. От того, насколько логичным и обоснованным будет процесс дробления элементов на этапе анализа, будет зависеть то, насколько гармоничным и непротиворечивым будет их объединение на этапе синтеза. Результатом опоры на непродуманную периодизацию могут стать искаженные глобальные выводы.

Страница 30